ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 28 апреля 2024
Минск +12°C
Все новости
Все новости
Регионы
27 января 2024, 10:33

О чем молчат игрушки. Музейную экспозицию немых свидетелей блокады Ленинграда собрали в школе Минска

Свое видение на будущее нынешнего Петербурга в годы Великой Отечественной войны было и у немцев, и у Ставки советского главнокомандования. Попытки разорвать сомкнувшееся вокруг города на Неве кольцо блокады историки позже назовут войной тактик за превосходство на Ленинградском фронте. Ни одна из сторон не подозревала о планах противника, но в самом уязвимом положении были жители осажденного города, которых душили голод и недуги, а больше прочего - неведение. В день 80-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады корреспонденты БЕЛТА побывали в столичной средней школе №7, чтобы услышать и записать слова безмолвных свидетелей одного из самых жестоких актов геноцида против мирного населения. Личные вещи детей, студентов, рабочих и служащих, выживших в окруженном захватчиками городе на Неве, расскажут о судьбах своих хозяев. Это истории о 872 днях лишений, болезней, страха за себя и близких, а также сотнях тысяч примеров стойкости, мужества и огромного желания выжить.

"Площадь нашей музейной комнаты, где хранятся экспонаты из блокадного Ленинграда, небольшая. Это центр патриотического воспитания школы, способствующий привитию каждому учащемуся любви и уважения к родине, воспитанию бережного отношения к истории народа, укреплению связи поколений. Все уроки, проведенные в такой музейной комнате, обретают особый смысл, что было бы невозможно без "горящих" своим делом учителей", - рассказывает, встречая нас на входе в свою школу, директор Ольга Кобяк.

Маленькое учебное помещение, перепрофилированное 20 лет назад в выставочный зал музея, ничуть, однако, не умаляет огромного значения этого проекта для ветеранов и детей той войны, школьников и учителей. На сегодня в фонде музейной комнаты "И память сердца говорит..." числятся 265 экспонатов. Среди них мемуарные воспоминания и рассказы, фотографии и книги, листовки и периодические издания военного периода, посвященные героическим событиям обороны Ленинграда. Но безусловной изюминкой школьной коллекции стали личные вещи и награды защитников города и участников блокады, добровольно переданные в дар музею.

Заместитель директора по воспитательной работе Антонина Дыро вспоминает: когда экспозиция только собиралась, в школу для встреч с ребятами приходили до 30 бывших солдат и детей войны, державших в руках оружие при прорыве блокады или боровшихся с голодом и холодом в осажденном городе. Теперь только по особым случаям, как то скорбная дата начала блокады Ленинграда, прорыв окружного кольца или полное освобождение города, а еще обязательно в День Победы, школьников навещают от силы два-три ветерана. Это уже не солдаты, а дети войны. Их запечатленные тогда еще наивными глазами воспоминания об ужасах блокады производят сильное впечатление на сегодняшних школьников.

"Мама уходила на работу, а мы прятались под кровать". О чем вспоминает житель блокадного Ленинграда

"Совсем недавно ребят навещала наша любимая ветеран войны Людмила Алексеевна Чистякова. Когда во время торжественной части в зале зазвучал метроном, она едва не разрыдалась. Мы были в недоумении. После Людмила Алексеевна рассказала, что и 80 лет спустя не может отстраненно слушать метрономный отсчет, ведь тогда, в блокадном Ленинграде, он знаменовал начало артобстрела. Счастьем было, когда после окончания дроби, ты оставался жив. Значит, еще не все потеряно, еще есть надежда", - делится поразившей ее историей Антонина Дыро.

В тот страшный день, навсегда отпечатавшийся в памяти маленькой Люды, девочка осталась с братом в квартире ленинградского доходного дома, из тех, что строили на века еще до революции, с метровыми стенами. Это обстоятельство и уберегло от гибели двух детей. Когда началась бомбежка, Людмила хотела вывести младшего брата на улицу и спрятать в бомбоубежище, как делала уже не раз с начала блокады. Но изморенный голодом малыш подняться не смог, и дети решили спрятаться между шкафами. Плача, они слушали удары метронома.  Во время артобстрела одна из бомб упала на дом Людмилы Алексеевны: часть комнаты в мгновение исчезла, из всех окон повылетали стекла, но дом устоял, и дети остались живы. Ветеран вспоминает, что за годы блокады ее семья сменила три квартиры этого доходного дома. Когда от прежнего жилья не оставалось даже стен, мать с двумя детьми перебиралась в пустующие помещения по соседству.

Но дети, они такие дети, сохраняющие доброту в сердце и бодрость духа даже в нечеловеческих условиях блокады. Ведь у Людмилы Алексеевны была припасена для школьников еще и история про бегемота. Как оказалось, изнывая от болезней и катастрофической нехватки еды и воды во взятом в кольцо городе, маленькие ленинградцы отдавали последние крохи бегемотихе из местного зоопарка. Собирали всем миром, что называется, и сохранили жизнь животному.

Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде

Слушая вместе с нами уже знакомые истории, одиннадцатиклассницы Ангелина Бутрович, Евгения Побудей и Майя Куркова, кажется, вновь пропускают их через сердце. Все девушки увлекаются историей, хоть и связывать будущие профессии с одним из любимых школьных предметов не планируют. Ангелина выбрала для себя медицинскую стезю, Евгения мечтает стать программистом, а Майя твердо намерена после вуза вновь вернуться в школьный класс, но уже в роли учителя. В работу музея девушки вовлекались по-разному. Ангелина заинтересовалась историей блокадного Ленинграда после знакомства с ветераном войны Натальей Ивановной Медведевой. Уже очень пожилая, но все еще крепящаяся женщина с неиссякаемой жизненной энергией не упускает шанса наведаться в школу и поделиться с нынешним поколением воспоминаниями из своего блокадного детства.

В 1941-м Наталье Ивановне исполнилось четыре года. Ее дважды пытались эвакуировать из Ленинграда. Первая неудачная попытка была сделана в начале блокады. Тогда окруженный фашистами город готовился покинуть эшелон, единственными пассажирами которого были дети всех возрастов. В надежде уберечь своих мальчишек и девчонок от страшной участи родители сажали их в вагоны без документов, вещей и адреса пункта прибытия, просто чтобы спасти. Едва поезд покинул город, его разбомбили немцы. Выживших было немного, но среди спасенных посчастливилось оказаться и Наталье Ивановне. Успешно покинула блокадный Ленинград маленькая девочка лишь месяцы спустя по "Дороге жизни".

В обоих леденящих душу путешествиях ветерана сопровождала мягкая игрушка, бурый Мишка. Своего верного спутника, разделившего с ней самые страшные моменты жизни, Наталья Ивановна передала в школьный музей "И память сердца говорит..." Теперь плюшевый Мишутка смотрит с экспозиционной витрины на всех посетителей музея, юных и не очень, наивных и уже умудренных опытом, и, кажется, ведет с каждым мысленный диалог, доверяя хорошо ему известную тайну о том, насколько ценна человеческая жизнь. Неподалеку от Мишки устроилась кукла Маня. Школьница Ангелина Бутрович рассказывает, что в отличие от медведя кукла - муляж старой игрушки Натальи Ивановны. Но тоже особенный экспонат, со смыслом.

"У нас здесь и другие вещи из взятого немцами в кольцо Ленинграда. Вот, например, плойка для волос, щипчики для раскола сахара и гребешок. Их подарила музею ветеран войны Зайцева Валентина Николаевна. Современные девушки используют плойку для волос, чтобы сделать красивые кудри. В блокадном городе она имела другое предназначение. Плойка необходима была как средство от вшей, от чего тогда страдало повальное большинство жителей Ленинграда, ведь канализационное сообщение было нарушено, воды не хватало. А вот щипчики для раскола сахара использовали как полагается. Семья Валентины Николаевны была бедной, но иногда им выдавали карточки на сахар. Вот только целые куски в рот никто не клал - дробили мелко, для экономии", - с чувством проводит для нас экскурсию школьница Ангелина Бутрович.

У ее одноклассницы Евгении Побудей тоже есть свои герои, глазами которых девушка смотрит на события блокадного Ленинграда. Школьницу поразила история жизни ветерана Великой Отечественной войны майора в отставке Кутузова Никифора Михайловича, рассказанная им от первого лица в "Повести пламенных лет". Бывший солдат, участник боев за оборону Ленинграда преподнес свои мемуары в дар школьному музею в надежде, что здесь его история обретет вторую жизнь. Никифор Михайлович не ошибся. Сотню страниц рукописного текста одиннадцатиклассница Евгения "проглотила" за несколько дней. О подвигах ветерана на фронтах, где он воевал до победного мая 45-го, о его работе по ликвидации неразорвавшихся боеприпасов в первые послевоенные годы, о наградах Кутузова, удостоенного двух орденов Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды, школьница может рассказывать часами, но решает, что лучше самого Никифора Михайловича о блокадном Ленинграде не расскажет никто. Девушка раскрыла "Повесть пламенных лет".

"В доме передо мной предстала такая картина: топится печка-буржуйка, на печи стоит чугунок с водой, а за печкой стоит кровать, на которой сидели двое детей, мальчик лет семи и трехлетняя девочка. Я спрашиваю мальчика: "С чем варишь суп?". - "А так, одна водичка", - отвечает он. "А где же мать?" - "Мама умерла. Лежит в соседней комнате. А с нами живет тетя, но она ушла в город, за хлебом". В это время вошла в дом женщина и молвит: "Вот на два дня паек на троих. За раз съедим и будем два дня голодными", - зачитывает Евгения Побудей воспоминания защитника блокадного Ленинграда Никифора Кутузова, отдавшего положенный ему хлеб голодным детям.

Ветеран прожил сложную, но долгую жизнь и навсегда ушел в 105 лет. Учащиеся средней школы №7, куда так любил приходить на диалоги с молодежью и концерты Никифор Михайлович, присутствовали на похоронах и проводили в последний путь солдата - так до последнего называл себя ветеран. Каждый год школьники наводят порядок на могиле фронтовика на Кальварийском кладбище, приносят цветы, вспоминают его истории, а чаще просто молчат, глядя на памятник.

Болезненно воспринимает пересказываемые истории о войне одноклассница Ангелины и Евгении Майя Куркова. Все дело в том, что семейная история школьницы неразрывно связана с фронтом. Прабабушка Майи по папиной линии Галина Карповна наводила самолеты на вражеские цели и замуж вышла за военного летчика. А бабушка Майиной мамы ушла на фронт военной медсестрой, там и познакомилась с будущим мужем-танкистом.

"Пробитая солдатская каска, полевая пилотка, а у нас их две, советского и немецкого образца, - у каждого из наших экспонатов своя атмосфера, своя история, которой они с нами делятся. А это медаль "За оборону Ленинграда". Ее принесла в музей Наталья Ивановна Медведева, но вот кому награда принадлежит, мы выяснить так и не смогли. Герой остался безымянным", - описывает экспонаты на витрине одиннадцатиклассница Майя Куркова.

Указывая на уникальную инсталляцию грунта с места ожесточенных боев под Ленинградом, дополняет рассказ учениц руководитель музея Дмитрий Близнюк. На небольшом куске глины "врытыми в землю" после кровопролитного сражения остались саперная лопатка, ручная граната, граната-лимонка, двугорловая масленка, короткие гильзы от пистолета-пулемета Шпагина, а те что подлиннее - от винтовки Мосина, пробитая осколком или пулей каска. Экспонат передали в школьный музей из Санкт-Петербурга.

К слову, помощь в пополнении музейного фонда столичной школе оказывали два питерских учреждения образования. Недавно была подписана дорожная карта, предусматривающая реализацию совместного проекта "Память на карте города", между школами №7 Минска и №210 Санкт-Петербурга. А это значит, что, возможно, уже в ближайшее время мечта учителя истории Дмитрия Близнюка сбудется, и музей пополнится новыми экспонатами, вносящими дополнительные штрихи в картину исторических событий блокадного Ленинграда. Пока у ветеранов есть молодые преемники их наследия, оно будет жить.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,

фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси