ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 26 апреля 2024
Минск Переменная облачность +9°C
Все новости
Все новости
Регионы
22 марта 2017, 10:53

РЕПОРТАЖ: Что изменилось в Минске с появлением хаус-мастеров

В Беларуси несколько лет назад стартовал проект по реформированию системы ЖКХ. Первым подключился к нему Минск. Узкопрофильных работников столичных ЖЭСов начали обучать смежным специальностям и готовить из них универсальных специалистов. Теперь у каждой столичной многоэтажки есть свой хаус-мастер, который может одновременно выполнять обязанности сантехника, электрика, плотника. Чтобы узнать, как изменилась работа коммунальных служб после реорганизации, корреспонденты БЕЛТА отправились в ЖЭУ №3 Октябрьского района. Предприятие, образованное путем слияния жилищных служб №№10,24 и 55, возглавляет молодой руководитель Артем Кучук. Ему меньше чем за полгода удалось вывести организацию на передовые позиции в районе. До этого Артем Анатольевич работал в ОАО "Стройтрест №4" прорабом.

"Работа интересная, ответственная, - рассказывает директор. - Наш коллектив нацелен на максимально оперативное выполнение заявок жильцов. Немаловажное направление - благоустройство, наведение порядка на дворовых территориях, техническое обслуживание жилищного фонда. Главная награда за труд - положительная оценка со стороны населения".

До проведения реорганизации в трех ЖЭСах насчитывалось свыше 220 сотрудников, теперь эти же функции выполняют 153 человека, в том числе 29 инженерно-технических работников (было 36). За счет переобучения удалось некоторые виды работ не включать в планы текущего ремонта, а выполнять во время технического обслуживания. Как итог - снизились трудозатраты, повысилась зарплата.

"Раньше работники (электрики, сантехники, маляры, плотники, кровельщики) занимались только одним направлением, - поясняет заместитель директора Александр Моисеенко. - Теперь все это выполняет хаус-мастер (рабочий по комплексному обслуживанию зданий), за исключением работ, требующих более высокой квалификации. Он приходит в подъезд и может, например, не только устранить течь по поступившей заявке, но и заодно заменить перегоревшую лампочку. В его интересах содержать здания в порядке, ведь чем больше решено вопросов, тем меньше поступает обращений от жильцов. В зависимости от качества оказания услуг работники могут получать до Br600 плюс премия. А до этого оплата была сдельная".

Всего в ЖЭУ №3 Октябрьского района трудятся 17 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту, за каждым из которых закреплен определенный перечень домов. Зона их ответственности отражена в технологических картах, учитывающих серийность домов, год постройки, проведение катального ремонта и другие факторы износа. Хаус-мастера периодически осматривают техническое состояние обслуживаемых зданий и сооружений, оборудования и механизмов с выполнением определенных видов работ, обслуживают системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, водостоков, вентиляции и др. Также они осуществляют контроль за исправностью и сохранностью всего домового оборудования вне квартир.

На первый взгляд работа хаус-мастеров не видна. Они не приходят к жильцам, как рабочие по текущему ремонту, оказывающие платные бытовые услуги, не занимаются благоустройством и содержанием дворов, мест общего пользования, как рабочие по комплексной уборке. Их главная задача - не допустить аварийных ситуаций, а в случае их возникновения оперативно среагировать, оказать помощь пострадавшим.

В числе обязанностей работника - проверка технического состояния кровли, ее очистка от снега и сосулек, укрепление переходных мостиков в подвалах и технических подполий, крылец, козырьков над входами в подъезды, балконов, балконных ограждений, осмотр состояния осветительной арматуры, лифтов. Кроме того, они могут выполнить остекление подъездов, небольшие покрасочные работы.

Начинается рабочий день хаус-мастера в 8.45 с планерки, на которой распределяются заявки, поступившие из коллцентра 115 во второй половине предыдущего дня и за ночь. После обеда, с 14.00 до 14.30, проводится вторая планерка, где специалисты отчитываются о выполнении планов и получают новые. Вечером опять встреча и подведение итогов.

"В день, бывает, по 50-70 заявок закрываем, - рассказывает специалист по заявкам Ирина Тихон. - Особенно много работы после выходных, если надо, задерживаемся. Все заявки нужно выполнить в тот же день, но по желанию жильца или если требуется дополнительная закупка материалов можно перенести визит специалиста на более поздний срок".

К слову, диспетчерская служба претерпела изменения с 1 ноября 2015 года - теперь все звонки минчан поступают в единый коллцентр, а там распределяются по организациям. У работников ЖЭУ появилась возможность оперативно реагировать на обращения граждан, а мастерам стало проще организовать и контролировать работу подчиненных. Вместе с тем часто жильцы жалуются на невозможность дозвона в выходные и праздничные дни, пиковое, вечернее время.

"Иногда жители обращаются не в коллцентр 115, а непосредственно к нам. Помогаем, сами оформляем заявки. Случается, приходят высказать слова благодарности мастерам за выполненную работу", - отметила Ирина Тихон.

Один из наиболее уважаемых и опытных сотрудников - Иван Брониславович Поплавский. Системе ЖКХ он отдал ни много, ни мало - 32 года. За заслуги и значительный вклад в развитие отрасли ему присвоено звание "Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства". "В ЖЭС пришел 20 марта 1985 года и с тех пор здесь. До этого немного поработал на "Интеграле". Вот так жизнь прошла", - улыбается мастер на все руки.

"Отличный специалист, для многих молодых ребят стал хорошим учителем, дал путевку в профессию, - рассказывает Александр Моисеенко. - Он сам кого хочешь научит, а вот после реформы пришлось осваивать новые специальности. На нашем предприятии он на хорошем счету, побольше бы таких!".

Немало в ЖЭУ №3 и перспективной молодежи. Например, Максим Осетник. Он пришел сюда по распределению и дорос до начальника службы, в его подчинении теперь 11 человек - работники по текущему ремонту, хаус-мастера.

"В мои задачи входит распределение заявок и контроль за их исполнением, работа с населением, предотвращение аварий. Также немаловажно проведение весенних и осенних осмотров, по результатам которых потом осуществляется закупка материалов на будущий год, подготовка к зиме отопительного оборудования. Планирую оставаться в этой сфере", - отметил Максим.

Реформа ЖКХ Минска включала пять этапов. Разграничений функций рабочих по техобслуживанию, текущему ремонту, уборке подъездов и территорий, оказание дополнительных платных услуг - одна из частей проведенной большой работы. Ее результатом стало снижение числа аварий и внештатных ситуаций, уменьшение количества обоснованных претензий, вырос уровень возмещения затрат населением расходов на техническое обслуживание многоэтажек.

Надежда МАТВЕЕВА,

ФОТО Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА. -0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси