ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +14°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
06 октября 2023, 11:00

Социальная адаптация и интеграция детей с особенностями психофизического развития. Подготовка кадров в сфере инклюзивного образования

Категория детей с особенностями психофизического развития - это одна из основных категорий, которой уделяется повышенное внимание и в системе образования, и в других областях социальной сферы со стороны различных государственных органов. В Беларуси сделано достаточно много для того, чтобы каждый такой ребенок своевременно получал квалифицированную медицинскую и другую помощь. Проводится совместная работа над тем, чтобы особенные дети были интегрированы и могли в дальнейшем жить в социуме, развиваться - получить образование, профессию.

Вопросы социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, подготовки кадров в сфере инклюзивного образования обсудили участники круглого стола.

Участники:

Светлана Белаш Начальник управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Елена Мулица Главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь
Вера Хитрюк Директор Института инклюзивного образования УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
Екатерина Аксюченко Врач-педиатр (заведующий) Ресурсного Центра раннего вмешательства УЗ "19-я городская детская поликлиника" г. Минска
Людмила Кондрашова Директор ГУ "Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов", председатель правления Белорусского детского фонда

Минобразования: в Беларуси ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития

В Беларуси за год количество детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) увеличилось практически на 4 тыс. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщила главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица.

"Система образования в первую очередь ориентирована на то, чтобы обеспечить доступность и качество образования для каждого ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него каких-либо нарушений. Каждый ребенок имеет право на образование, и мы реализуем это право в полной мере. Категория детей с особенностями психофизического развития - это одна из основных категорий, которой уделяется повышенное внимание и в системе образования, и в других областях социальной сферы со стороны различных государственных органов. Количество детей с особенностями психофизического развития имеет тенденцию ежегодного увеличения. По предварительной информации, в сравнении с прошлым годом количество детей этой категории увеличилось практически на 4 тыс. человек и на сегодня составляет 183,2 тыс. детей. Более точную цифру мы получим к декабрю после анализа сведений из банка данных о детях с особенностями психофизического развития. В предыдущем 2022 году эта цифра составляла 179,4 тыс. человек. Из общего количества почти 16 тыс. детей с ОПФР имеют инвалидность. Стоит отметить, что около 90% от общего количества - это дети, которые имеют нарушения речи как самостоятельное нарушение либо как одно из проявлений в структуре другого нарушения. Кроме того, в банк данных включаются сведения о детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детях с нарушением слуха, зрения, детях с трудностями в обучении, детях с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями, детях с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и психическом развитии", - рассказала Елена Мулица.

Елена Мулица
Елена Мулица

Она отметила, что система образования сегодня предлагает различные варианты организации образовательного процесса для детей с ОПФР.

"Часть детей получает образование в учреждениях специального образования. Всего в стране 236 учреждений специального образования, из них 48 специальных детских садов, 47 специальных школ и специальных школ-интернатов, а также 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Отмечается тенденция сокращения количества специальных школ и школ-интернатов. За последние 20 лет их количество уменьшилось в два раза. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации - это уникальное учреждение образования, которое наряду с организацией образовательного процесса обеспечивает и координацию системы образования лиц с особенностями психофизического развития в целом на территории какой-либо административно-территориальной единицы. Центр оказывает раннюю комплексную помощь детям в возрасте до трех лет в тесной связи с учреждениями здравоохранения. Также он занимается выявлением детей с особенностями психофизического развития в процессе диагностической деятельности и работы психолого-медико-педагогических комиссий. Кроме того, центр осуществляет методическую функцию, является помощником в повышении профессиональной компетентности педагогов, не только имеющих специальное образование, но и педагогов, которые не являются учителями-дефектологами, но при этом работают с детьми с ОПФР в системе образования", - проинформировала главный специалист.

Минобразования: около 80% детей с ОПФР получают образование в условиях интегрированного обучения

"Нам есть чем гордиться в системе специального образования страны. Прежде всего, это уникальный 28-летний опыт организации интегрированного обучения и воспитания, который сейчас обеспечивает успешность реализации принципа инклюзии в образовании. Около 80% детей с особенностями психофизического развития, которые нуждаются в получении специального образования, обучаются как раз в условиях интегрированного обучения в учреждениях дошкольного либо общего среднего образования", - рассказала Елена Мулица.

Она отметила, что наряду со специальными группами, специальными классами, группами и классами интегрированного обучения и воспитания практически в каждом учреждении образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи.

"В них помощь получают дети с так называемыми легкими нарушениями, т.е. в случаях, не требующих реализации программ специального образования. Им оказывается помощь учителя-дефектолога для устранения стойких или временных нарушений, препятствующих освоению программ дошкольного и общего среднего образования", - проинформировала главный специалист.

Эксперт рассказала об основных акцентах при организации инклюзии в образовании

"В 2022 году обновился Кодекс об образовании. И в новой редакции теперь закреплен принцип инклюзии в образовании, а его реализация - как одно из основных направлений государственной политики в сфере образования. Этот принцип подразумевает такую организацию получения образования, при которой все дети вне зависимости от их особенностей (психологических, культурных, социальных, языковых и так далее) включены в общую образовательную систему. При этом учреждения учитывают их особые образовательные потребности и оказывают им необходимую педагогическую, социальную и иные виды поддержки. В рамках реализации принципа инклюзии мы работаем в разных направлениях. Прежде всего, это обеспечение специальных условий в учреждениях образования для детей различных категорий. Так, приобретение специального оборудования, специальных средств обучения является одним из мероприятий государственной программы "Образование и молодежная политика" на 2021-2025 годы. Более 200 учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования приобретают такое оборудование ежегодно. Важным является и обеспечение доступной среды в учреждении образования. Элементами доступной среды оборудовано около 80% учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. В рамках государственной программы "Социальная защита" на 2021-2025 годы мы ведем речь о создании среды с комплексным подходом, когда территория или здание учреждения образования обеспечивается теми или иными архитектурными особенностями, визуальными, вспомогательными устройствами, которые позволяют ребенку лучше ориентироваться в окружающем пространстве. В ходе реализации госпрограммы запланировано создание комплексной доступной среды в 250 учреждениях образования", - рассказала Елена Мулица.

Еще один акцент, который делается в рамках создания специальных условий, - это устоявшаяся практика внедрения дополнительных штатных единиц педагогических работников, которые позволяют осуществлять персональное сопровождение в образовательном процессе.

"Сегодня такое сопровождение осуществляется для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые имеют выраженные нарушения передвижения, а также для незрячих детей. Если говорить о статистике, то количество, например, сопровождающих, которые работают с детьми с РАС, ежегодно увеличивается. По оперативной информации, за 2022 год дополнительно в учреждениях образования было введено примерно 1,8 тыс. ставок таких работников: воспитатель дошкольного образования на уровне дошкольного образования, либо воспитатель на уровне общего среднего образования. На начало 2023/2024 учебного года таких ставок у нас уже практически 2,5 тыс.", - проинформировала главный специалист.

Немаловажным остается формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. "Речь идет и о родителях, и о педагогах, и о самих детях. У нас с 2015 года реализовывалась Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Беларуси. Сейчас эти вопросы обозначены в рамках других стратегических документов, в частности, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, в Национальном плане действий по реализации в Беларуси положений Конвенции о правах инвалидов и других документов. Дети с ОПФР включаются во все сферы деятельности учреждения образования. Традиционным стало проведение совместных мероприятий, которые не только приурочены к какому-то значимому дню, допустим, Дню человека с синдромом Дауна или Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, но и являются повседневной практикой учреждения образования. Большое внимание уделяется охвату детей с ОПФР дополнительным образованием детей и молодежи. В 2022/2023 учебном году он составил 59,6%. Мы уделяем большое внимание сотрудничеству с общественными объединениями и организациями, которые занимаются проблематикой детей с особенностями психофизического развития, а также сотрудничеству с самими родителями. Зачастую родители и являются членами этих общественных объединений, поэтому мы видим в них помощников, тех, кто действительно лучше всего знают своих детей и могут оказать помощь на разных этапах образовательного процесса (педагогу в том числе), не устраняясь, а помогая в образовательном процессе", - отметила Елена Мулица.

Инклюзивный характер носят проводимые республиканские мероприятия. "Например, республиканский фестиваль художественного творчества "Вясёлкавы карагод", в котором участвуют дети с особенностями психофизического развития, дети-сироты. С 18 по 20 октября уже в 15 раз пройдет республиканское комплексное спортивно-массовое мероприятие "Усе разам", направленное на развитие двигательной активности обучающихся центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, второго отделения специальных школ для детей с интеллектуальной недостаточностью. В этом конкурсе нет победителей и нет проигравших. Те упражнения, которые предлагаются в программе, носят игровой характер и имитируют те или иные социально-бытовые действия, которые любой из нас совершает ежедневно. Одна из главных целей мероприятия - сформировать позитивное отношение к проблеме детей с инвалидностью и с особенностями развития", - проинформировала представитель Минобразования.

Учебники, питание, подвоз. Какие льготы и меры поддержки предусмотрены для детей с ОПФР

"В системе образования предусмотрен ряд льгот и мер социальной поддержки, которые направлены на детей с особенностями психофизического развития. Среди них бесплатное пользование учебными пособиями для тех, кто осваивает образовательные программы специального образования. Также это дифференцированные льготы в оплате за питание в учреждениях образования, для детей-инвалидов это питание бесплатное. Мы говорим и о бесплатной коррекции нарушений физического или психического развития, которая осуществляется либо в пунктах коррекционно-педагогической помощи, либо в образовательном процессе путем проведения коррекционных занятий при реализации отдельных учебных планов специального образования. Кроме того, это организация бесплатной перевозки обучающихся с особенностями психофизического развития, в том числе для детей с выраженными нарушениями передвижения использование специально оборудованного транспорта в этих целях. Сегодня бесплатная перевозка обеспечивается всем нуждающимся в ней обучающимся", - рассказала Елена Мулица.

Также среди мер социальной поддержки - патронат выпускников с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учреждения образования. "Патронат - это такая форма оказания личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки выпускникам, которая поддерживает их на начальном этапе самостоятельной жизни. Ведется работа непосредственно с выпускником, с теми организациями, которые принимают его на обучение либо на работу, это и работа с родителями. Патронат помогает детям с особенностями психофизического развития сориентироваться после окончания учреждения образования в последующем трудоустройстве. В рамках взаимодействия с Министерством труда и социальной защиты осуществляется переход выпускников центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения, то есть уже в учреждения социальной защиты. Из более чем 2 тыс. выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации последнего десятилетия половина перешла в территориальные центры социального обслуживания населения", - добавила главный специалист.

Елена Мулица отметила, что в новую редакцию Кодекса об образовании для социализации обучающихся включена норма, обеспечивающая возможность получения образования на дому в сочетании с занятиями в учреждении образования. "В этом году мы разработали инструктивно-методическое письмо по этому вопросу, которое размещено на сайте Министерства образования. Таким образом, выстроилась такая система образования лиц с особенностями, которая обеспечивает практически 100%-ный охват каждого выявленного ребенка различными формами помощи и получения образования. Это осуществляется во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, а также социального обслуживания. Такой ребенок сопровождается начиная от рождения с оказания ранней комплексной помощи и фактически до получения им профессии", - констатировала она.

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк добавила, что есть еще одна очень важная мера социальной и образовательной поддержки. "Это создание специальных условий при организации вступительных испытаний в учреждения высшего образования. Мы понимаем, что не все дети могут участвовать в централизованном экзамене или централизованном тестировании. Поэтому для этой категории поступающих предусмотрена возможность организации таких вступительных испытаний в том учреждении образования, куда они намерены поступать. Это означает еще и дополнительный функционал для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также учреждений специального образования, которые являются ресурсом, сопровождающим эту процедуру. Они могут оказать консультативную услугу и обозначить, какие именно условия необходимы, как они должны выражаться, кто должен при этом присутствовать, то есть создать комфортные условия для ребенка с особенностями психофизического развития для поступления в учреждения высшего образования", - подчеркнула она.

По ее словам, Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, которая с 1995 года реализует на практике модели интегрированного обучения и воспитания, проделав очень сложный путь. "Нам сегодня есть чем гордиться, потому что, например, даже Россия в определенный момент оказалась не готова к инклюзивному образованию: не были подготовленные кадры, не были подготовлены учреждения образования, родители, да и сами дети - как нормотипичные, так и наши дети. Потому что для них это тоже дополнительное испытание, стресс, хотя это и дополнительные возможности", - отметила Вера Хитрюк.

Эксперт: педагог должен уметь включать ребенка с особенностями развития в совместный образовательный процесс

Каждый педагог должен обладать профессиональной компетенцией включать ребенка с особенностями психофизического развития в совместный образовательный процесс. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщила директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк.

"Говоря о системе образования, мне бы хотелось изменить акцент с понятия "система специального образования" на понятие "система образования, которая не исключает детей с особенностями психофизического развития". Вот, что очень важно. В этой системе наши дети стали находить достойное место и в образовательном, и в воспитательном процессе. Многообразие форм организации образовательного маршрута, хоть такой дефиниции у нас и нет, но мы понимаем, о чем говорим, дает возможность варьировать включение ребенка в процесс в зависимости от того, в каком актуальном состоянии он находится в данный момент. Еще в начале 20-го века было известно, что психическое развитие не идет по четко выраженным ступеням и этапам, которые прописаны в учебниках. Оно парциальное, оно разное в своей динамике. Сам по себе диагноз не является статическим образованием, он тоже динамичен и изменяется. Поэтому изменяется статус ребенка - изменяются его особые образовательные потребности, это означает, что специальные условия, которые в отношении него создаются, должны быть тоже очень динамичными, они должны пересматриваться. Это возлагает дополнительные функции на те учреждения образования, которые сопровождают практики реализации принципов инклюзии в образовании в нашей стране и практики интегрированного обучения и воспитания", - рассказала Вера Хитрюк.

Вера Хитрюк
Вера Хитрюк

Он отметила, что главным в этом вопросе являются кадры. "Для системы образования это невероятно важный, ответственный и очень сложный процесс. Встречаясь на разных уровнях, с разными коллективами, с представителями разных социальных, общественных и культурных слоев, говорим о том, что мы сегодня не только готовим специалистов, которые готовы работать с ребенком, с его особенностями, мы хотим в корне изменить способ профессионального мышления и сформировать профессиональную компетентность каждого педагога работать не с ребенком, а при включении ребенка в совместный образовательный процесс. Кстати, в Кодексе об образовании нет понятия класса инклюзивного образования, у нас есть класс совместного обучения. В этом я вижу очень корректную терминологию. Класс совместного обучения кого с кем? Всех, всех детей в этом классе. Это означает, что все те, кто имеет хоть какое-то отношение к детям в образовательном процессе, а это учителя, на уровне дошкольного образования - воспитатели, также это учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, это администрация учреждений образования разного уровня, - все они должны понимать, что времена функционала, который раньше говорил о том, что какой-то ребенок "не мой, а учителя-дефектолога", они прошли. Мы не должны забывать об этом времени, потому что оно подарило огромный опыт понимания того, кто такой ребенок с особенностями психофизического развития", - подчеркнула руководитель.

Вера Хитрюк обозначила основные реперные точки, которые являются важными в подготовке современных педагогов. "Первое - не только для учителя дефектолога, но и для всех педагогов становится понятным, что любой образовательный процесс мы строим на диагностической основе. И в данном случае речь не идет о знании медицинского диагноза. Речь идет о том, что мы диагностируем особые образовательные потребности. А что это? Это трудности, с которыми сталкивается ребенок. И второй момент, на что ориентируется диагностическая основа, - это понимание причин, которые вызывают эти трудности. И вот здесь мы не можем обойтись без формирования командной работы специалистов. Диагностическая основа не означает, что каждый учитель должен стать учителем-дефектологом или обязательно должен владеть всеми компетенциями педагога-психолога. Но первое, что он должен сделать, - обратить внимание на трудность. Второе, о чем мы мечтаем, о том, чтобы в нашей педагогической культуре появилась фраза: "У меня есть ребенок, который столкнулся с трудностями. И у меня, к сожалению, нет ресурса, который помог бы мне понять, в чем причина этой трудности. Коллеги, обращаюсь к вам за помощью". И с этого момента должна начинаться командная работа. Потому что коллеги, которые имеют дополнительную специальную компетенцию и квалификацию, будь то педагог-психолог, учитель-дефектолог или социальный педагог, приходят на помощь учителю, и они работают совместно. Это то, что мы называем командной работой. Пока мы видим это как задачу, которую должны решать, и чем быстрее мы ее решим, тем комфортнее будет в образовательной среде всем", - констатировала она.

Эксперт рассказала о подготовке учителей-дефектологов в Беларуси

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала о подготовке учителей-дефектологов в Беларуси.

"Важным является полный пересмотр и изменения парадигмальных подходов к подготовке учителей-дефектологов. Мы ушли от дефектоцентрированного подхода, то есть когда есть нарушение, вокруг которого организуется работа учителя-дефектолога. Мы сегодня говорим о комплексе особых образовательных потребностей, которые присущи разным категориям детей, то есть у всех детей с особенностями психофизического развития есть особые образовательные потребности, но они общие. Например, все дети с особенностями психофизического развития в качестве дополнения независимо от основного нарушения имеют нарушения речи. Речь идет о грамматическом строе, приращении словаря, о логике высказывания, о монологической и диалогической речи и так далее. При этом мы понимаем, что специфика нарушений рождает особые образовательные потребности", - рассказала Вера Хитрюк.

По ее словам, педагоги сталкиваются еще с одним важным вызовом - это успехи технологий в сфере здравоохранения. "В 1927 году в статье о детской дефективности советский психолог Лев Выготский говорил о том, что человечество когда-нибудь победит слепоту и глухоту. Мы сегодня находимся на этапе, когда мы говорим о том, что человечество начало побеждать глухоту. Ведь уже в 6-месячном возрасте ребенок, рожденный с тяжелым нарушением слуха, глухотой, проходит имплантацию, и ему возвращается физический слух. Но это не означает, что у него автоматически начинает развиваться речь. Вот этот физический слух должен быть превращен в функциональный слух, для этого нужен сурдопедагог. В этих условиях ребенок начинает слышать, различать звуки речи, слова в потоке, он начинает говорить. Однажды я присутствовала на спектакле, в котором участвовали двое неслышащих детей после кохлеарной имплантации, для меня это было просто потрясением, если бы я - дефектолог с большим опытом работы, знанием ситуации - встретила их на улице, не увидев процессора, я бы никогда не поняла, что это дети, имеющие нарушения слуха. Их интонирование, эмоциональность были просто фантастикой", - поделилась директор института.

Вера Хитрюк подчеркнула, что такие результаты возможны только при командной работе. "Это совместный, титанический труд медиков, сурдопедагогов и, конечно, родителей. Здесь мы имеем образец слаженной, четкой, целенаправленной, глубочайшей работы целой команды. Я думаю, что это касается и детей с расстройством аутистического спектра. То есть успехи детей - это совместный труд разных категорий специалистов, и вот к этому совместному труду мы сегодня готовим учителей-дефектологов, к пониманию того, что мы сегодня не только работаем с детьми в учреждениях специального образования при реализации программы интегрированного обучения и воспитания, мы сегодня работаем с учителями, педагогами-психологами, администрацией школ, родителями детей с особенностями психофизического развития и родителями нормотипичных детей", - добавила она.

Что касается подготовки учителей в целом, то она тоже изменена с учетом внедрения инструментов, наработанных за сто лет специальной педагогикой. "В программу учебной дисциплины "Педагогика" мы включили раздел "Основы педагогики специального и инклюзивного образования". Эта дисциплина изучается на первом курсе. На втором курсе всеми педагогами изучается дисциплина "Педагогическая психология", туда мы включили раздел "Психология инклюзивного и специального образования". На третьем курсе появляется еще одна дисциплина, которая в корне отличается от того опыта, который мы имели ранее, называется она "Инклюзивная образовательная практика". Эта дисциплина имеет инвариантную часть для всех педагогов и вариативную часть в зависимости от конкретной подготовки. Если это воспитатель дошкольного учреждения образования, то, соответственно, его вариативная часть будет связана с тем, как работать с детьми в дошкольном возрасте, при включении детей с особенностями психофизического развития. Если речь идет о начальной школе, соответственно, этот вариативный компонент будет адекватен тому функционалу, который выполняет учитель и так далее. Таких программ у нас получилось пять", - проинформировала руководитель Института инклюзивного образования БГПУ.

Эксперт рассказала, какими качествами и знаниями должен обладать педагог-дефектолог

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала, какими качествами и знаниями должен обладать педагог-дефектолог.

"Совсем недавно у меня брали интервью, и на вопрос о том, какими качествами должен обладать педагог-дефектолог, я ответила: логическим мышлением и бесстрашием, потому что работа с социальным сообществом не всегда легка и комфортна. Но это путь, который следует пройти", - сказала Вера Хитрюк.

Она отметила, что работа белорусской системы образования не осталась незамеченной на территории СНГ. "Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка с 2018 года - базовая организация стран СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников в сфере специального и инклюзивного образования. Ректор вуза Александр Жук - председатель Общественного совета,в который вошли все ведущие вузы России, занимающиеся этой проблематикой. Среди них Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, вновь созданный Центр развития инклюзивного образования Российской академии образования, также учреждения высшего образования Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении. Мы пытаемся выстроить общую стратегию в понимании того, что такое реализация принципа инклюзии в образовании. При этом понимаем, что каждая страна, как говорится, костюм инклюзивного образования для себя должна будет сшить сама с учетом своих подходов, традиций, устоев, своего понимания, что есть инклюзивное образование. Ведь в ряде стран понятие инклюзивного образования ограничилось категорией детей с нарушениями физического или психического развития. В этом отношении и наша страна, и система образования стратегически видит дальше и, как мне кажется, правильнее. Нам предстоит огромный труд, ведь если мы так себя заявили, то мы должны понять, что такое особые образовательные потребности одаренных детей, а что такое особые образовательные потребности детей, воспитывающихся в неблагополучных условиях. То есть у нас еще много задач. Мы будем искать механизмы и инструменты, чтобы эти задачи решить как можно быстрее, потому что речь идет о жизни детей, которые живут сегодня, а не завтра", - подчеркнула директор института.

Минтруда: наша задача - создать максимально комфортные условия в семье для воспитания особых детей

Одна из основных задач системы социальной защиты - создать условия для того, чтобы дети с особенностями развития воспитывались в семьях в максимально комфортных условиях. Об этом во время круглого стола в БЕЛТА заявила начальник управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана Белаш.

"Наша главная цель - это повышение качества жизни семей, в которых есть дети, тем более дети с особенностями развития либо дети-инвалиды. Одна из основных задач системы социальной защиты - создать условия для того, чтобы такие дети воспитывались в семьях в максимально комфортных условиях. Первое, на что направлена система социальной защиты, и это важно для каждой семьи, - это материальная поддержка. Как только ребенку устанавливается инвалидность, сразу же назначается социальная пенсия на него. Размер социальной пенсии зависит от степени утраты здоровья. При первой степени - это 80% бюджета прожиточного минимума (БПМ), при четвертой - 110% БПМ. Если говорить в цифрах, то сегодня социальная пенсия составляет от Br292 до Br400 в месяц. В целом в системе социальной защиты состоят на учете более 38,5 тыс. детей. Далее идет поддержка родителей - через систему государственных пособий", - рассказала Светлана Белаш.

Она отметила, что если инвалидность устанавливается ребенку в возрасте до трех лет, то пособие по уходу назначается в повышенном размере. "Оно составляет 45% среднемесячной заработной платы, сегодня это Br837 в месяц. Такое пособие получают по состоянию на 1 августа 2 тыс. детей до трех лет. Когда ребенок с инвалидностью достигает возраста трех лет, на него также предусмотрено пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей. Причем пособие предусмотрено не только на ребенка-инвалида, но и на других детей, если они воспитываются в семье. Около 55 тыс. детей получают пособие из отдельных категорий семей. Его размер также дифференцирован: на ребенка-инвалида выплачивается 70% БПМ, на других здоровых деток в семье - 50% БПМ. Это ежемесячные выплаты", - проинформировала начальник управления.

Для родителей детей с инвалидностью, которые не имеют возможности работать на полную ставку, предусмотрено особое пособие по уходу за ребенком-инвалидом, которое назначается в органах социальной защиты неработающим родителям либо работающим на условиях неполной занятости. "Если родители работают, такое пособие может быть назначено любому другому лицу, которое осуществляет уход за ребенком, пока родители находятся на работе. Размер пособия дифференцирован в зависимости от степени утраты здоровья - от Br364 до Br437 в месяц. Оно выплачивается сегодня на 28 тыс. детей. Это такой механизм системы государственных пособий. Есть еще система адресной социальной помощи, которая предусматривает поддержку в случае малообеспеченности семьи либо наличия ребенка-инвалида с тяжелой степенью утраты здоровья. Помощь оказывается на приобретение средств гигиены. В прошлом году 12,6 тыс. детей получали такое пособие. Общая сумма в год на одного ребенка составляет Br1740. Для семьи это хорошая поддержка", - подчеркнула Светлана Белаш.

Система социального обслуживания предусматривает и специальные услуги для оказания помощи родителям в уходе за детьми. Например, услуга няни, которая предоставляется бесплатно, если в семье есть дети с инвалидностью до 18 лет или сами родители имеют инвалидность 1-й или 2-й группы. Ежегодно такой услугой пользуются порядка 800 семей.

"У нас есть уникальная услуга социальной передышки, которая предоставляется домами-интернатами для детей-инвалидов. Это возможность для родителей поместить особого ребенка в учреждение социального обслуживания на короткий период - до 56 дней в календарном в году. Сами в это время они могут решать различные бытовые вопросы семьи либо просто отдыхать и восстанавливать силы, потому что мы прекрасно понимаем, что дети требуют особой заботы, особого внимания. Услуга эта платная, но родители оплачивают только питание детей, и при этом за ними сохраняется право на все социальные выплаты, то есть выплачиваются все пособия, социальная пенсия, семья ничего при этом не теряет. В прошлом году такую услугу получали 106 детей. В первом полугодии этого года 40 детей помещались на услугу социальной передышки. Отдельное направление поддержки семьи - это предоставление технических средств социальной реабилитации для деток с инвалидностью. В перечне средств реабилитации содержится 59 наименований, 50 из них выдаются детям-инвалидам. Причем часть дорогостоящих средств выдается бесплатно, другая часть средств выдается на условиях частичной оплаты - от 10% до 50% от стоимости", - констатировала представитель Минтруда.

Помимо специальных мер поддержки существует еще ряд социальных гарантий, которые также направлены на поддержку семьи и предоставляются не в денежном выражении, а в виде гарантий. Например, бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей-инвалидов до 18 лет, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение либо оздоровление, бесплатный проезд на городском и пригородном общественном транспорте не только ребенка с инвалидностью, но и сопровождающего его.

"Для работающих родителей отдельно предусмотрены трудовые гарантии. Очень востребована норма по дополнительному свободному от работы дню, который предоставляется родителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, в месяц - за счет социального страхования либо в неделю - за счет средств нанимателя. Очень хорошая возможность, когда работающим родителям нужно дополнительное время на ребенка. Также Трудовым кодексом предоставлены такие гарантии, как право использования трудового отпуска по выбору родителей в любое удобное для них время. Можно решать этот вопрос с нанимателем, то есть подавать заявление тогда, когда удобно родителям. Предусмотрен также отпуск без сохранения заработной платы. Кроме того, когда у нанимателя идет речь о привлечении к работе вне рабочего времени либо направлении в командировку, такое допускается только с письменного согласия родителя. Это основные меры, которые направлены на поддержку семьи с детьми, имеющими инвалидность", - заключила Светлана Белаш.

Директор ребцентра для детей-инвалидов: наши дети видят себя в различных профессиях

Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заявила директор Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов, председатель правления Белорусского детского фонда Людмила Кондрашова.

"Мы сейчас работаем согласно программе по выявлению у детей-инвалидов навыков к профессии или творчеству, которое им подвластно. Для этого у нас подписано соглашение с Республиканским научно-практическим центром медицинской экспертизы и реабилитации. Там все наши выпускники проходят лабораторную диагностику по профессиональным навыкам. Мы видим колоссальные результаты. У нас за последние годы более 160 детей прошли эту диагностику. За последние четыре года 53 ученика поступили в высшие учебные заведения и более 47 - в средние специальные. Также более половины наших детей после тестирования получили рекомендации о продолжении образования, то есть о получении среднего специального образования, вместо того, чтобы уходить после девятого класса. И это дало толчок тому, что наши дети увидели себя в различных профессиях, они абсолютно не ограничены в выборе", - рассказала Людмила Кондрашова.

В этом году в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов прошла первая встреча студентов. "Мы встречались со студентами-первокурсниками и более старшими студентами. Они охарактеризовали наше учреждение как центр силы для своего жизненного пути. Мне очень приятно, что именно в системе Министерства труда и соцзащиты есть такое учреждение, о котором дети так отзываются. Ведь всю свою практику работы мы построили по принципу научить ребенка учиться, то есть мы не просто даем образовательный процесс, а делаем акцент на том, чтобы научить - научить пользоваться техническими средствами, научить коммуницировать, научить рисовать. И было непросто соединить медицину с образованием, врачей с педагогами, чтобы они решали одну задачу. Поэтому наше государство - социально-ориентированное, в том числе благодаря практике нашего учреждения. Министерство образования, Министерство здравоохранения и Министерство труда и соцзащиты - это три реки в одном большом озере, поэтому мы вместе выпускаем ребенка в социум", - отметила директор реабилитационного центра.

По ее словам, основной задачей Белорусского детского фонда, под опекой которого находятся в том числе дети-сироты, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, дети-инвалиды, является помощь в социализации. "Благодаря господдержке у нас более 300 домов семейного типа. Приходить туда ребенку сложно, ему надо социализироваться. Сложно при этом и родителям. Также сложно детям из домов семейного-типа и детям-сиротам учиться в обычных школах. Непросто найти коммуникации, научиться общаться в школе, выстраивать и занимать свою нишу, быть наравне со всеми. Поэтому детский фонд прежде всего обращает свою работу на так называемые совместные проекты и мероприятия, которые проводятся по всей стране благодаря представителям во всех регионах. Большую помощь нам оказывает Министерство образования, потому что это наши общие дети", - констатировала Людмила Кондрашова.

Директор центра для детей-инвалидов: без обучения КПД лечения никогда не будет 100%

Без обучения КПД лечения детей-инвалидов никогда не будет 100%. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заявила директор Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов, председатель правления Белорусского детского фонда Людмила Кондрашова.

"Наша задача заключается в комплексном подходе и сопровождении детей, которые поступают к нам на реабилитацию. Они прежде всего совместно - мама и ребенок - проходят определенное тестирование, где мама сообщает, что ребенок умеет, а он потом подтверждает свои умения или нет. При этом присутствует невролог, врач, который сопровождает этого ребенка, психолог. Это целая команда. Мы, имея такой центр и такую категорию детей, сохранили такой подход, понимая, что лечение - это хорошо, но без обучения КПД лечения никогда не будет 100%. Сохраняя такую комплексность, мы получаем значительный результат", - рассказала Людмила Кондрашова.

Она отметила, что в центре ведется наблюдение за навыками детей с момента их поступления. "Эта программа создается, когда ребенок поступает к нам в возрасте 3-6 лет, дальше она передается по группам вплоть до 18 лет. И мы видим, как меняются навыки ребенка. В центре вместе с нашими педагогами работают учителя со школы. Когда ребенок совершенно свободен, когда он окунается в социум и чувствует себя равным среди равных, когда дети пребывают в мире детства, в котором они все одинаковые, они улыбаются, помогают друг другу. Очень важно, когда старшие дети - это 15-18 лет - проводят какие-то мероприятия с малышами, которым по 3-5 лет, они их чему-то учат. Здесь главное - мотивация и родителей, и детей. Ведь какой бы ни был суперспециалист или врач, невозможно ничего дать, во-первых, без желания ребенка, во-вторых, без понимания и принятия родителями возможностей своего ребенка. Детям просто нужно дать возможность выбора и становления в том социуме, в котором они находятся, ведь они ничем не отличаются. У нас есть очень талантливые дети, которые заканчивали школу с золотыми медалями. У меня есть уже успешные студенты", - констатировала директор центра.

Педиатр назвала психоневрологические заболевания преобладающими среди причин детской инвалидности

Среди причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщила врач-педиатр Ресурсного центра раннего вмешательства 19-й городской детской поликлиники Минска Екатерина Аксюченко.

"Наша страна на протяжении многих лет уделяет приоритетное внимание обеспечению прав детей, особенно из уязвимых групп. Это дети раннего возраста и дети с инвалидностью. Имея высокотехнологичные медицинские условия для выхаживания детей, родившихся раньше срока, в Беларуси сейчас выхаживают детей от 24 недель и старше (к слову, младенческая смертность у нас находится на очень низком уровне - примерно 2,5% на 10 тыс. новорожденных). Нередко это ведет к задержкам в развитии детей и их инвалидизации. По последним статистическим данным, за последнее десятилетие инвалидизация детей увеличилась на 49%. Дети с инвалидностью имеют категории по своим заболеваниям. В 2023 году среди причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания. Дальше идут дети с врожденной патологией, затем - с патологией соматического профиля", - рассказала Екатерина Аксюченко.

Здравоохранение ставит задачу обеспечить помощь этой категории детей, поэтому в свое время активно начала развиваться служба раннего вмешательства. "Это междисциплинарная система оказания помощи детям раннего возраста с особенностями либо нарушениями развития, либо рисками этих нарушений. В настоящее время мы оказываем помощь детям не только до трех лет с нарушением развития, но и детям до четырех лет, если у них есть выраженные тяжелые множественные нарушения развития, либо дети, подходящие под категорию паллиативной группы. В настоящее время наша служба уже имеет хорошие результаты работы", - подчеркнула врач-педиатр.

В стране работают 40 центров раннего вмешательства. "В Минске их 9, то есть в каждом районе города есть свой центр. Я представляю ресурсный центр, он находится на базе 19-й детской поликлиники. Мы обслуживаем Первомайский район Минска, но так как являемся ресурсным центром, то курируем весь Минск и в некоторых ситуациях можем оказывать помощь и по всей Беларуси", - добавила Екатерина Аксюченко.-0-

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси