Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +14°C
Общество
28 февраля 2024, 14:27

"Чувствуем поддержку, силу и доверяем командиру". Как Марина Василевская сдавала космический экзамен

Наши соотечественницы все ближе к космосу. Сегодня в Центре подготовки космонавтов, что в подмосковном Звездном городке, прошла экзаменационная комплексная тренировка основного экипажа 21-й экспедиции посещения Международной космической станции. Состав экипажа интернациональный: космонавт "Роскосмоса" Олег Новицкий, астронавт НАСА Трейси Дайсон и белоруска Марина Василевская, которая отправится в космос с уже опытными коллегами в конце марта. И Олег Новицкий, и Трейси Дайсон сходятся во мнении, что Марина Василевская прошла подготовку на "отлично" и станет достойным членом космической команды. Планируется, что полет продлится чуть меньше двух недель. Но даже 12 суток в космосе требуют месяцев изнурительной подготовки. Не говоря уже о том, что это вне всяких сомнений историческое для нашей страны событие. Корреспонденты БЕЛТА снова посетили Центр подготовки космонавтов и узнали, какие экзамены сдают космонавты.
"Мы не знаем, какие внештатные ситуации нам приготовили"

Чем интересен экзамен для космонавтов? Хотя бы тем, что и сами экзаменуемые не до конца знают, что их ожидает. Выглядит это следующим образом: есть комиссия и есть билеты с заданиями. А задания - это самые разные внештатные ситуации, которые в теории могут возникнуть при выполнении космического задания. После этого экипаж входит в тренажер, который моделирует сегмент Международной космической станции, где и начинается экзамен.
"Мы не знаем, какие внештатные ситуации нам приготовили. О них знает только комиссия, а мы узнаем непосредственно на тренировке. Я считаю, что у меня есть маленький бонус за счет предшествующих полетов. Кроме того, у Трейси есть опыт космических полетов, Марина проходит подготовку на отлично. Поэтому ощущается психологический и моральный комфорт", - рассказал командир экипажа Олег Новицкий накануне тренировки.

"Чувствуем силу, поддержку и полностью доверяем командиру"

Несмотря на то, что подобный во всех смыслах космический экзамен Марина Василевская сдает впервые, девушка выглядит полностью уверенной в своих силах: она улыбается и никак не показывает своего волнения. По словам самой Марины, экипаж работает слаженно и полностью доверяет своему командиру Олегу Новицкому.
"Я полностью поддерживаю слова командира. Мы работаем слаженно, экипаж очень опытный. Чувствуем силу, поддержку и полностью доверяем командиру", - заверила Марина Василевская.

В беседе с журналистами девушка также отметила, что после приземления первым делом позвонит маме. Хотя, уверена Марина, та и без звонка узнает, что дочь приземлилась: "Конечно, мама следит за моей подготовкой. Белорусские СМИ это показывают, поэтому все в курсе. Я думаю, мама не пропустит момент моего приземления".
"Фантастический, веселый, опытный экипаж"

Именно так характеризует своих космических коллег астронавт НАСА Трейси Дайсон. Трейси считает, что самые необходимые для успешного прохождения экзамена элементы - это совместная работа и командные навыки.

"Марина Василевская очень энергичная, видно, что она сфокусирована на подготовке. Также я уверена в компетенциях Олега Новицкого", - рассказала Трейси Дайсон.
Трейси Дайсон добавила, что, будучи достаточно опытным космонавтом, уже поделилась со своей белорусской коллегой полезными советами. "Но самое главное правило заключается в том, что мы должны работать уверенно и спокойно", - убеждена астронавт НАСА.

"Самое сложное в подготовке к полету в космос - сжатые сроки"

"Самое сложное в подготовке к полету в космос - сжатые сроки. Космонавты достаточно долго готовятся к своему первому полету - около пяти или семи лет. Марина и Анастасия (космонавт дублирующего состава МКС-71/ЭП-21 белоруска Анастасия Ленкова. - Прим. БЕЛТА) молодцы, они быстро справились и очень стараются", - рассказала инструктор по комплексной подготовке российского сегмента МКС Татьяна Данюк.

Сегодняшний экзамен продлился четыре часа, хотя его обычная продолжительность - восемь часов, добавила Татьяна Данюк. "Но у экипажа меньше задач, поэтому и время сократили. Кроме того, мы не стали перегружать внештатными ситуациями членов экипажа. Предполагается, что все внештатные ситуации будет решать командир, на кого бы они ни выпали. На экзамене их две: одна связана с бортовой системой, вторая - с аварийной ситуацией. Это может быть пожар или разгерметизация", - заключила она.

"Такое ощущение, что на грудь наступил слон"

Журналистам показали и центрифугу, которая использовалась при подготовке наших соотечественниц. Предполагается, что это самое сложное испытание для претендентов на полет в космос. Но врач функциональной диагностики 40-го отдела 1-й лаборатории Ирина Коновалова считает, что человек, который прошел все предыдущие этапы подготовки к полету в космос, и с центрифугой почти наверняка справится. Что, впрочем, никак не отменяет сложности этого испытания.
"Испытание самое тяжелое, это правда. Но я всегда говорю ребятам: если вы дошли до центрифуги, значит, с вашим здоровьем все хорошо. И вариант, что человек попадет в отряд космонавтов, составляет 99,9%", - рассказала Ирина Коновалова.

На сложность прохождения центрифуги влияет, например, такой фактор, как вес. И чем он меньше, тем легче будет пройти испытание. Дело в том, что центрифуга увеличивает вес тела на определенное количество единиц. То есть сила давления может воздействовать на человека с силой давления, увеличенной в четыре или восемь раз. "Вы можете умножить свой вес в восемь раз, чтобы понять, с какой силой на вас давит. Некоторые говорят, что ощущение, как будто на грудь наступил слон", - привела пример Ирина Коновалова.

Андрей ВОРОПАЙ,