ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 28 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Общество
10 апреля 2023, 16:15

Легко ли детям с расстройством аутического спектра обучаться в обычной школе?

Рост числа детей с расстройствами аутистического спектра - мировая тенденция. В Беларуси их насчитывается примерно 3,3 тысячи. Узнали, какая помощь им оказывается в детских садах и школах, кто такие персональные сопровождающие и при каком условии ребята с аутизмом могут стать выдающимися специалистами.

Инклюзивное обучение

На недавнем совещании с участием Председателя Совета Республики Натальи Кочановой поднимался вопрос о необходимости создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра.

Уже много лет существует интегрированное обучение и воспитание, при котором дети с особыми потребностями учатся в одном классе с обычными ребятами. Принцип инклюзии - один из основных государственной политики в сфере образования.

Министр образования Андрей Иванец на совещании озвучил такую информацию: более половины обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра) получают специальное образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, около 15% учатся в обычных группах и классах, а при необходимости им оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и еще около 10% по медпоказаниям обучаются на дому. Остальные учатся в учреждениях специального образования.

В Республиканском центре развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка проводятся обучающие курсы для педагогических работников, родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, и студентов по вопросам комплексного сопровождения детей с аутизмом и их семей.

Разработана дорожная карта создания в нашей стране отечественной школы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра на 2021–2025 годы, которая включает разные мероприятия. Отдельный блок посвящен работе с родителями и общественными объединениями. Сейчас мероприятия в рамках этой дорожной карты реализуются как на уровне конкретного района, области, так и республики.

Персональное сопровождение

Резкий рост детей с РАС зафиксирован примерно с 2015-2016 года. Министерство образования приняло необходимые меры, чтобы обеспечить максимальную эффективность образовательного процесса для такой категории обучающихся. С 2016 года внесены изменения в квалификационные справочники по должностям служащих, занятых в образовании, позволившие организовать персональное сопровождение в образовательном процессе детей с аутизмом. Так, в детском саду эти задачи выполняет воспитатель, а в школе - педагогический работник в должности воспитателя. Такой специалист ежедневно помогает ребенку соблюдать распорядок дня, режим учебных занятий, находятся вместе с ним на всех культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

- Сопровождение может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Но это очень маленькая группа - она состоит всего из трех учащихся. Целесообразность сопровождения для каждого ребенка определяется индивидуально, в процессе психолого-педагогического обследования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, - уточняет главный специалист управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица.

Так, в нынешнем учебном году сопровождение детей с аутизмом осуществляют около 1,8 тысяч педагогических работников. Это на 500 ставок больше, чем в прошлом. В 2022-м в Минском городском педагогическом колледже, Волковысском колледже Гродненского государственного университета имени Янки Купалы впервые провели прием по специальности среднего специального образования "педагогическое сопровождение" (квалификация "воспитатель"). На обучение за счет бюджета приняты 50 человек.

С ними можно учиться, дружить

В средней школе №187 города Минска четыре интегрированных класса, в которых обучаются дети с РАС. Три из них открыты в начальных и один - в старшем. Рядом с такими учениками постоянно находится воспитатель персонального сопровождения, который помогает усвоить образовательную программу и общаться с одноклассниками. Он, по сути, является в одном лице наставником, ходатаем, заступником и проводником для ребенка, которому тяжело налаживать и поддерживать коммуникацию с миром.

- В нашей школе толерантное отношение к таким детям, - рассказывает директор Инна Мазур. - Когда родители приносят заявления о приеме в первый класс, сразу же заостряю внимание, что у нас есть классы интегрированного обучения и воспитания. Разъясняю потом и на общем собрании, что аутизм - не красная карточка в жизни, что с такими ребятами можно и нужно учиться, общаться, дружить. Более того, некоторые особенности заболевания позволяют человеку развиваться профессионально, становиться учеными, изобретателями, художниками. И родители уже к подобному соседству потом очень спокойно относятся, часто даже спрашивают, "а не обижают ли мои таких деток".

Ребята с РАС обучаются и воспитываются вместе со своими сверстниками, при желании они присутствуют на классных, информационных часах, участвуют в праздниках, совместных чаепитиях, утренниках, в походах в музеи и кинотеатры. На каникулах, к примеру, многие из них изъявили желание вместе с одноклассниками пойти на экскурсию на Минский тракторный завод. По словам директора, когда педагоги и воспитатели видят, что ребенок сам инициирует контакты с одноклассниками, то стремятся всячески поддержать это.

Родители иногда не могут реально воспринять ситуацию, всеми силами добиваясь высоких отметок у детей.

- Но наши воспитанники разные: у тех, у кого сохраненный интеллект, естественно, успеваемость будет лучше, а обучающиеся по вспомогательной программе показывают более низкие результаты. Однако здесь важен не столько прогресс в учебе, сколько обучение их следованию нормальным образцам поведения, адаптации к школьным правилам и к решению простейших жизненных задач, - считает Инна Мазур. - Одни дети буквально с детсадовской скамьи понимают, что такое хорошо, а что такое плохо, другие же не обучены даже элементарным навыкам самообслуживания. Соответственно, и адаптация к школьной жизни проходит по-разному. То, что ребенок спокойно идет в школу, приходит оттуда без какого-либо эмоционального напряжения, - уже положительная динамика. Это говорит о том, что ему здесь хорошо. А родителю нужно поддерживать и дома дружескую доверительную атмосферу, работать в тесном контакте с воспитателем, педагогами и относиться к своим детям с большим терпением и любовью. Наши учителя стараются не обращать внимания на какие-то погрешности поведения или дисциплинарные проступки, а вместо этого акцентируют внимание на примерах позитивного поведения и дружеского общения учащихся, поощряя его с помощью различных наград. Психологическая поддержка, индивидуальная работа, координация взаимодействий между специалистами - все это со временем дает результаты, благотворно отражается на личностном и эмоциональном развитии ребенка.

В школе создана адаптивная образовательная среда: специально оборудованные кабинеты, ресурсные классы. Они отличаются от привычного нам учебного пространства: класс разделен на зоны - отдыха и учебы. Если ребенок с аутизмом напряжен, его отпускают в зону отдыха, где он может расслабиться и успокоиться. Обычным детям, кстати, это место тоже очень нравится, и они заглядывают сюда в гости.

- Родители детей с аутизмом часто впадают в депрессию, их охватывает отчаяние, - говорит Анастасия Маслова. - Я советую никогда не терять веру в своих детей и шаг за шагом обучать их социально-бытовым навыкам, открывать для них все новые и новые возможности для развития. Ведь от того, насколько позитивно они будут воспринимать внешний мир, зависит их судьба.

На грани гениальности

У Анастасии Масловой в интегрированных классах средней школы №187 обучаются двое сыновей — Никита и Володя. Маме удалось выстроить дружественные отношения и с администрацией, и с коллективом педагогов.

- Учителя, психологи всегда выслушают, дадут толковый совет и пойдут навстречу. У Никиты - синдром Аспергера, для которого характерны высокий интеллект и сложности в выстраивании коммуникации. Трудности в плане социализации были в первом классе, сейчас уже все хорошо, он ничем не отличается от сверстников, у него есть друзья, - рассказывает Анастасия. - Нам очень повезло с первым учителем, которого любим и ценим. Наталья Николаевна Атрушкевич помогла советами, и я чувствовала, что мой ребенок находится в безопасности. Сейчас у сына сложный период. В средней школе уже надо ходить по разным кабинетам, новые предметы и учителя.... К тому же немного меняются сфера интересов и взаимоотношения среди одноклассников. Важно, что школа дает не только навыки и знания, но и учит контактировать с другими людьми. Сейчас Никита параллельно обучается в Международной школе программирования "Алгоритмика", закончил несколько блоков. В конце апреля состоится очередной выпуск, а дальше пойдем уже изучать С+. Считаю, что для своего возраста он обладает довольно-таки обширными знаниями.

Заместитель директора по учебной работе Жанна Славникова, научный руководитель Никиты, с восторгом рассказывает о своем воспитаннике.

- Он очень одаренный ученик. Я бы даже сказала - на грани гениальности. Никита постоянный участник городского фестиваля проектных и исследовательских работ учащихся начальных классов "Познание". За создание чат-бота (помощника на языке Python) по безопасности удостоен Гран-при. Жюри конкурса молодых ученых Беларуси было удивлено глубиной знаний Никиты. Порой приходится самой довольно-таки серьезно готовиться к совместному научному творчеству - штудирую специальную литературу, чтобы разговаривать с ним на одном языке и помочь грамотно написать задание, без которого невозможно успешно защитить научную работу.

- У меня еще и Володя обучается здесь же, в интегрированном классе, - продолжает разговор мама. - Сын увлекается рисованием, и меня тоже радуют его успехи. Недавно в школе открылась его персональная выставка. Поскольку поначалу у Вовы были определенные трудности, связанные с концентрацией внимания и навыками ведения диалога, преподавателям было сложно выстроить процесс обучения рисованию. Но мы, родители, понимая, что это занятие доставляет ему удовольствие, разгружает психику, развивает воображение и память, старались ему помочь - покупали разные краски, показывали видеоуроки в интернете. Да и воспитатель сделала все, чтобы закрепить навыки, и на данный момент Вова с частным учителем осваивает уже новые техники и приемы рисования. А еще у него хобби - готовка. Он самостоятельно варит каши (гречневую, пшенную, рисовую), может приготовить спагетти. В выходные сын поднимается рано, часов в шесть утра, я еще в это время сплю. Он сам пожарит сырники, поест, уберет, накроет стол и нас ждет... Безусловно, воспитание детей с аутизмом дается нелегко. Конечно, школа, социум - это все важно, но большую часть времени ребенок все равно находится дома, в фокусе внимания родителей. И они должны знать его увлечения, сильные и слабые стороны, стараться развивать таланты. И если ребенок, например, увлекается программированием или рисованием, как в нашем случае, то нужно стимулировать этот интерес, ведь сегодняшнее хобби может стать его завтрашней профессией.

История из жизни

- Мой сын учился в знаменитой "четверке", школе, которая находится в центре столицы и насчитывает столетнюю историю. Долгие годы ее возглавляла Тамара Арсентьевна Бурдыко, - рассказывает минчанка Анна Портченко. - Она была педагогом с большой буквы и умела сплотить вокруг себя коллектив единомышленников. Сын обучался в классе вместе с девочкой Людой, имевшей редкое, как нам казалось, заболевание, - аутизм. Не все родители поначалу согласились с тем, что рядом с их детьми будет находиться "нетипичный" ребенок. Но директор школы и учителя смогли убедить их в том, что в подобном соседстве нет никакой проблемы. Естественно, в начальных классах у Люды были проблемы с общением в среде одноклассников, все-таки дети, признаем это, часто бывают жестоки друг к другу. Но по мере взросления отношения улучшались буквально с каждым годом. Наверно, важно отметить и то, что родители Люды заняли очень правильную позицию: они ни на кого не обижались, не жаловались при любом удобном случае, а постарались собрать вокруг дочери круг наиболее чутких и добрых одноклассников, которых они приглашали домой на разные праздники, стараясь сделать их интересными и зрелищными. В общем, наша Людочка была в классе равноправным ребенком, и ее никто уже не посмел обидеть. Да и мы заметили, что к десятому классу симптомы аутизма у ребенка как-то нивелировались, она стала более раскрепощенной и общительной. Слышала, что таких, как наша Людочка, называют "детьми дождя". За этим красивым выражением скрывается, на мой взгляд, каждодневный подвиг людей, которых коснулась эта беда. Мы видели, что родители Люды день за днем боролись буквально за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд ребенка. Как мне кажется, они добились пусть маленькой, но такой важной победы.

Синдром раннего аутизма оформляется окончательно к 2,5-3 годам. Наиболее явными чертами при этом являются нарушение способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, особенности речевого развития и другие.

| Ангелина СВЕТЛОВА, газета "7 дней", фото предоставлены СШ №187 и из открытых интернет-источников.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Как помогают детям с аутистическими нарушениями? Узнали в ресурсном центре в Бресте

Алисе нельзя почти 98% привычных продуктов. Как жить с диагнозом "фенилкетонурия"

Социализация обязательна. Каким должен быть подход к детям с аутизмом

Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси