ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 28 апреля 2024
Минск +12°C
Все новости
Все новости
Общество
31 января 2024, 14:51

От образования до карьеры. Какой профессиональный путь выбирают некоторые выпускники с ОПФР

31 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Вполне логичным и закономерным продолжением инклюзии в образовании становится профессиональное формирование ребят с ОПФР, то есть с особенностями психофизического развития. Примеров социально ответственного бизнеса в Беларуси предостаточно. Недавно мы показывали практику "Интеграла", где успешно работают ребята с особенностями. А накануне журналисты БЕЛТА посетили СП ЗАО "Милавица", где 6% коллектива имеет ограниченные возможности.

Социальный портрет работника, имеющего те или иные особенности, этого предприятия по производству женского нижнего белья таков. В основном работают женщины (98%), что, в общем-то, закономерно. Средний возраст - 39 лет. Инвалидами с детства являются 60% работников с ОПФР, или 25 человек. Ограничения возможностей по слуху имеет 57% персонала, или 23 человека. Трудоустроены не только минчане. 40% работников с ОПФР проживают в общежитиях предприятия.

По словам гендиректора предприятия Натальи Верниковской, процессу адаптации молодежи уделяется большое внимание. И работники успешно адаптируются к своему рабочему месту.
Впрочем, уровень мастерства некоторых швей с ОПФР нисколько не уступает профессионализму других коллег, а порой даже превосходит. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного конкурса профмастерства предприятия "Швея - золотые руки". Его победительницами часто становятся именно выпускницы Минского государственного профессионально-технического колледжа легкой промышленности и комплексной логистики, которые были направлены на предприятие после обучения и достигли высоких профессиональных результатов в своей работе.

Директор этого колледжа Марина Мушницкая подчеркнула, что учебное учреждение, которое она возглавляет, и предприятие уже более 20 лет занимаются совместным обучением и социализацией ребят этой категории. "Мы очень тесно взаимодействуем с администрацией предприятия, точечно подходим к судьбе каждого ребенка. Пытаемся оказать содействие не только в профессиональном обучении, но и социализации, предоставлении услуг питания, проживания, решаем самые различные проблемы, которые бывают у людей с инвалидностью", - сказала она.
По словам Марины Мушницкой, за последние 10 лет колледж направил на предприятие более 100 учащихся, которые достаточно успешно адаптировались, социализировались, многие вышли замуж, обзавелись семьями, родили детей.

"Конкретно с этим предприятием мы сотрудничаем по направлению лиц с нарушением слуха. Вместе с тем в нашем учреждении обучаются ребята также с интеллектуальной недостаточностью. Обе категории - в малокомплектных группах: ребята с нарушением слуха - по 8 человек, лица с интеллектуальной недостаточностью - по 12 человек", - продолжила Марина Мушницкая.

Она пояснила, что нарушение интеллекта требует более кропотливого и внимательного подхода, поэтому обучение длится 2 года. Лица с нарушением слуха имеют сохранный интеллект, и срок обучения короче - 1,5 года.

Работницы СП ЗАО "Милавица", имеющие проблемы со слухом, которые отработали на предприятии не один год, успешно себя зарекомендовали. Коллеги характеризуют их как трудолюбивых, ответственных, дружелюбных, готовых помогать вновь прибывшим работникам. Кое-кто отработал на предприятии, между тем, более 20 лет.
Хорошие отзывы и про выпускников колледжа, коллеги постарше называют их детьми. Говорят, "эти дети" получили хорошее образование и могут работать с разными видами оборудования. Для успеха имеет значение и хорошо развитая моторика рук людей с нарушением слуха: мелкие детали из кружева белья требуют щепетильного подхода.

В число 2% мужчин с ОПФР, работающих на предприятии, попал Вячеслав. Он рассказал, что его стаж на предприятии - четыре года. Ранее занимался пошивом, сейчас он кладовщик. Нынешняя профессия молодому человеку особенно нравится: он в постоянном движении. По душе и коллектив, здесь каждый готов прийти на помощь и дать нужный совет.

Это подтвердила и мастер производственного обучения Татьяна Кишуля. "Ребята с нарушением слуха работают в разных бригадах, но они очень дружны. Если, допустим, при объяснении какой-то операции не получается донести мысль, на помощь всегда приходят те, кто уже имеет опыт", - сказала она.

Сама Татьяна Кишуля на этой должности с 2018 года. До этого достаточно долго работала мастером в бригадах, где были выпускники с нарушением слуха. Поэтому хорошо знает специфику работы с этой категорией. По ее словам, люди с ограниченными возможностями по слуху могут принести пользу предприятию. "Нет нареканий, что они с какими-то заданиями не справляются. Все очень старательные. Мы работаем с таким ассортиментом, где нужно хорошее развитие мелкой моторики. Поскольку они разговаривают руками, у них она есть", - сказала собеседница.

Впрочем, работать на предприятии сможет не каждый. Во-первых, технологические процессы очень сложны, во-вторых, высокие требования к качеству. Если у человека получается делать качественно, быстро и успевать за обновлением ассортимента, он будет демонстрировать успехи. Другой на длительное время здесь не задержится.

В Минске ежегодно выпускается около 150 учащихся категории ОПФР. В столице их обучением занимается шесть учреждений.
Система обучения лиц с ОПФР на уровне профтехобразования разработана очень детально, отметила Марина Мушницкая. Причем учитываются запросы самых различных категорий детей. Практически каждый выпускник минской школы имеет возможность найти себя в системе профессионально-технического образования. Гордостью города является ресурсный центр в Минском государственном колледже цифровых технологий, который работает по самым различным направлением, имеет серьезные методические наработки, является площадкой для приема делегаций стран СНГ.

"Люди часто недооценивают то, что делается в нашей стране. Однако, наблюдая за тем, как организована система работы с лицами этой категории в Минске, ответственно скажу, что делается очень много. Серьезные средства тратятся на специальное оснащение, лифты, звуковые и цветовые сигналы, игровые обучающие компоненты, которые помогают детям социализироваться, адаптироваться, развивают речевой аппарат, моторику, память", - подчеркнула Марина Мушницкая.

БЕЛТА,
фото Надежды Костецкой.-0-
Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси