Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Почему белорусские пограничники внедряют автожиры

Общество 01.05.2015 | 17:38

Государственный пограничный комитет Беларуси год от года внедряет все больше инноваций. Постепенно вводится система электронных очередей в пунктах пропуска, уже хорошо зарекомендовало себя мобильное приложение об очередях на границе. С одним из проектов ведомства удалось познакомиться на практике погожим апрельским днем на аэродроме Сивица в Борисовском районе. Автожир - сравнительно новый для белорусского неба летательный аппарат. Такой авиационной техникой в скором будущем планируют оснастить все пограничные отряды и группы. Корреспонденты БЕЛТА приняли участие в тренировочных полетах.

Встречающие работники аэродрома и сотрудники Центра специальной подготовки БФСО "Динамо" сразу проводят инструктаж по технике безопасности вблизи взлетной полосы. В силу миниатюрного размера автожира, его лопасти находятся на сравнительно небольшой высоте над головами собравшихся, поэтому напомнить об осторожности совсем нелишне. Далее следует краткий экскурс в историю создания винтокрылого летательного аппарата.

"Автожиры изобрел испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году. Его детище совершило первый полет в 1923 году. В 30-е годы теория автожиров получила основное развитие, но в связи изобретением и массовым строительством вертолетов интерес к ней упал настолько, что разработки новых моделей были прекращены и возобновились только в конце 50-х", - рассказал пилот-инструктор Центра специальной подготовки БФСО "Динамо" Григорий Агабабов.

Авиатор считает, что машина была предана забвению незаслуженно: "Такие аппараты уникальны благодаря своим тактическим возможностям. Им требуется совсем короткий разбег для взлета, а посадку они способны совершить и вовсе без пробега. Кроме того, автожиры отличаются высокой маневренностью и превосходят вертолеты и самолеты по этому показателю, оставаясь достаточно устойчивыми к аэродинамическим явлениям. Минимальная скорость модели, представленной у нас, - около 30 км/ч, максимальная - до 185 км/ч. Полет может проходить на высоте до 4 тыс. м, запас хода машины колеблется в районе 700-800 км. На одной заправке можно двигаться 5-6 часов".

Чтобы не быть голословным, летчик по одному приглашает корреспондентов БЕЛТА на борт воздушного судна. Расположение пилотов в кабине тандемное, сиденья очень удобные. Журналистам помогают расположиться, проверяют привязные ремни и исправность гарнитуры. Подняв аппарат в небо, Григорий Агабабов виртуозно демонстрирует то, о чем только что говорил на земле. Пролетаем над работающей на полях сельскохозяйственной техникой, сверху кажется игрушечной, пилот предвосхищает вопрос, от восторга застрявший в горле. "Да, с помощью автожира очень удобно следить за ходом посевной кампании. Можно безопасно приблизиться на расстояние, достаточное для того, чтобы узнать, кто сегодня вышел на смену", - шутит он. Наблюдением за полями дело, конечно, не ограничится.

"Сфера применения винтокрылого судна широка. Летательный аппарат прекрасно подходит для поисково-спасательных работ, экологического мониторинга, контроля и разведки ледовой и паводковой обстановки, отслеживания ситуации в лесных массивах и охотничьих угодьях, воздушного патрулирования линий связи и электропередачи, газо- и нефтепроводов, автомобильных и железнодорожных магистралей. Последовав примеру Госпогранкомитета, многие ведомства стали оценивать возможность использования автожиров для оптимизации своей деятельности. Управлять такой летной техникой относительно просто, и справиться с этой задачей сможет любой подходящий по здоровью сотрудник после прохождения 52-часового курса летной подготовки", - отметил авиатор.

"От начала лекций до первого самостоятельного полета проходит 16 часов. Я уверен, что для большинства это не сложнее, чем водить машину. Автожир прощает гораздо больше ошибок в управлении, чем вертолет или самолет. Во-первых, летательному аппарату не страшна потеря скорости. Во-вторых, он не боится плохой погоды. Дождь ему не помеха, ветер скоростью до 20 метров в секунду тоже не страшен, обледенение хорошо переносит. В-третьих, автожир способен работать в любое время года, вне зависимости от сезона. Зимой его можно укомплектовать лыжами, а летом спустить на воду на поплавках", - сказал Григорий Агабабов.

После благополучного приземления корреспондентов БЕЛТА начальник Центра специальной подготовки БФСО "Динамо" полковник Андрей Красовский по полкам разложил экономическую сторону вопроса. "Средняя цена на летательный аппарат такого класса - 82 тыс. евро. Безусловно, есть модели дешевле и дороже. Многое зависит и от фирмы-производителя, конструкции и наличия специальной документации. Все равно винтокрылое судно обойдется в разы дешевле вертолета, в том числе в эксплуатации. Для сравнения: летный час Ми-8 стоит около $1,5 тыс., а на автожир вы потратите $40. Его легко обслуживать в одиночку. Заправлять нужно АИ-95. Расход топлива составляет от 10 до 15 л на час полета при скорости 130-150 км/ч. Выгода очевидна. Экономическая эффективность - это немаловажный фактор внедрения любой технической новинки в различные структуры", - резюмировал Андрей Красовский. Он рассчитывает, что маленькие автожиры ждет большое будущее в белорусском небе.

Елизавета БЕЦКО,

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА.-0-

Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Новости рубрики Общество
Çàãðóçêà...
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3366 BYN 2.333 BYN 2.34 BYN
USD
2.0508 BYN 2.049 BYN 2.053 BYN
RUB
3.061 BYN 3.04 BYN 3.06 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

"Дело не только в Орше" - Лукашенко объяснил кажущиеся жесткими кадровые решения

Инфографика

Традиции Яблочного Спаса Яблочный Спас приходится на 19 августа. Это второй по счету Спас, следующий за Медовым Спасом (14 августа) и предшествующий Хлебному (29 августа).
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Что и почему нужно менять в законодательстве о туризме
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа "История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси"
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?
Круглый стол Александр Занимон,
Андрей Рыбак,
Денис Капский,
Юрий Важник
18 мая Как повысить безопасность на дорогах? Обсуждаем изменения в Закон о дорожном движении
Круглый стол Андрей Ромашко,
Инесса Лемак,
Сергей Красуцкий,
Дмитрий Улога,
Марина Попова
13 марта Культура общежития. Как бороться с соседями-дебоширами?