ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Переменная облачность +6°C
Все новости
Все новости
БелТА Плюс
09 декабря 2021, 11:58

Что происходит с ценами на машины? Спросили в салонах и у перекупщиков

Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников

В Беларуси резко подскочили цены на машины – в первый раз за десять лет. Причем как на новые, так и на бэушные. Поэтому те, кто ждали зимы, чтобы купить по хорошей цене, были сильно разочарованы. При этом в минских салонах ассортимент скромный, некоторые модели приходится ждать больше года. Почему цены поползли вверх, возник дефицит машин и что эксперты советуют делать покупателям? Попробуем разобраться.

Автомобильный ажиотаж – не только белорусская история. На европейском рынке аналогичная картина. Пандемия затронула все отрасли экономики, в том числе автомобильный сектор. В 2020-м из-за локдауна большинство концернов сократило производство – это через год и сказалось на авторынке.

Компании по понятным причинам не афишируют повышение стоимости, а переписывают ценники по-тихому. При этом дефицит новых машин в мире в ближайшее время не закончится. Эксперты полагают, что в лучшем случае удовлетворить возникший спрос можно будет лишь во второй половине 2022-го, а то и к 2024 году.

Производители жалуются, что не могут работать в полную мощь из-за нехватки комплектующих. Заводы во время пандемии стояли. Когда же маховик закрутился, оказалось, что комплектующих, деталей, агрегатов катастрофически не хватает. За микрокомпонентами началась настоящая охота: локдаун увеличил спрос на бытовую технику и электронику – люди скупали ее, находясь на карантине или работая на удаленке. А ведь в этих товарах используются такие же микрочипы, как и в автомобильных компонентах. Смекалистые владельцы заводов по производству электроники, почуяв выгоду, свои мощности тут же переориентировали на выпуск востребованной продукции. И в это время случилась беда: японский завод, выпускающий электронные микрокомпоненты, сильно пострадал от пожара. Возник реальный дефицит чипов. А без них – никуда.

Заводы по выпуску микросхем пока не могут выйти на большие объемы производства полупроводников. Создание микросхем занимает около шести месяцев: именно столько времени нужно на то, чтобы вырастить кремниевые кристаллы, устанавливающиеся в корпус чипов.

Постоянно увеличиваются и цены на цветные металлы, сталь, каучук. Плюс ко всему нарушена и общемировая логистика. Многие запчасти выпускаются в разных странах и потом с помощью хорошо отлаженной за долгие годы логистической системы свозятся в определенную точку: там собираются узлы или конечный продукт. Стоит нарушить хотя бы одно звено в цепочке – пустеют склады и простаивают линии.

Что происходит в салонах в Беларуси?

– Сейчас мы, как и наши конкуренты, – заложники изменения общемировых моделей бизнеса, – комментирует сложившуюся ситуацию на авторынке заместитель директора по продажам СООО «Атлант-М Восток» Егор Швед. – Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется предположительно к 2023 году, но это не единственная проблема. Пример – поставка магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автопроме. Сегодня цены на него в Европе достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75%, и магний стоит более 9 000 долларов за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов сильно распределено по миру, любой сбой будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. Так что у нас всех впереди интересное время. Спрос на автомобили Volkswagen устойчиво высокий. Многие по привычке ожидают предновогодних акций и скидок, однако в этом году рассчитывать на них по понятным причинам не стоит.

Специалист считает, что спрогнозировать рост цен в следующем году сложно, хотя и отрицать его нельзя.

– По нашим прогнозам, рост цен не превысит 6-10%, – говорит Егор Швед. – Думаю, все производители будут искать баланс между эластичностью рынка, спросом, возможностями производства и инновационными решениями, которые увеличивают стоимость конечного продукта. Хотя мы, как дилер, работаем над тем, чтобы смягчить последствия роста цен и задержки поставок.

Другие дилерские центры, куда мы обращались с просьбой прокомментировать изменения стоимости авто и их дефицит на рынке, ответили отказом. Между тем цены действительно зашкаливают, и уже язык не поворачивается назвать популярные у белорусов LADA Granta ($10 тыс.) или Renault Logan ($15 тыс.) с механической коробкой передач в минимальной комплектации «бюджетниками».

В ноябре в одном из минских салонов, продающих «японцев», в качестве «допов» на 2 000 белорусских рублей шли сетка в радиатор, оклейка под ручками и другие «чудеса» дизайна.

Что советуют брать перекупщики

Резкий рост цен на авто ставит покупателей перед выбором: брать машину либо новую, но классом ниже, либо с пробегом. И это не могло не отразиться на вторичном рынке. Цены поползли вверх. Правда, ассортимент на «вторичке» остался шире, чем в автосалонах. Большим спросом пользуются машины с маленьким пробегом, одним владельцем и сроком эксплуатации до трех лет. Такие быстро раскупают. Владельцы «трехлеток», в свою очередь, стали менее охотно обменивать их или продавать.

– Стоимость подержанных авто в Беларуси повысилась на 1 500 евро. И даже больше, – говорит перекупщик Антон. – Возьмем для примера популярную марку Renault Megane европейской сборки. «Шестилетка», комплектация GT-Line. Отличный семейный вариант с максимальным расходом в 6 литров. Пробег под 200 тыс. км. Мощность – 110 л.с. Раньше вы бы ее купили за 6 000 евро, а сейчас – за все 9 000. Или популярный у нас Passat Comfortline 2017 года выпуска до пандемии тянул на 13–14 тыс. евро, сейчас – на 18.

Антон признается, что локдаун не мешает работе: авто как гоняли, так и гоняют, заказов хватает, особенно от россиян.

– Там без «допов» машину в салоне теперь вообще не купишь. Если отпускная цена завода –1 млн российских рублей, то в московском салоне ее стоимость повышается уже до 1,5 млн, – объясняет он. – Как вам переплата? И все это за весьма сомнительные примочки типа мягких ковриков.
Спрашиваю компетентного совета, стоит ли брать автомобиль сегодня.

– Конечно! Но не престарелых «немцев». Присмотритесь к «французам» – Renault, Peugeot, Citroen. Соотношение цена-качество – идеальное. Россияне хорошо их берут, – рассуждает перекупщик. – Следует учесть и тот факт, что уже «проходными» на границе (то есть растаможка ниже, чем на новые. – прим.) становятся модели 2019 года, а они, как правило, напичканы серьезной аппаратурой, электроникой. И дешевле уже не будет. Если есть наличность – берите авто прямо сейчас.

Однако не все «перекупы» придерживаются такого мнения. Василий, который давно гоняет из Европы авто, уверен: вскоре все стабилизируется, поэтому разумнее подождать. Время покупателя обязательно наступит.

– Когда меня спрашивают близкие друзья или родственники, когда покупать автомобиль, отвечаю: «Подождите годик или полтора. Лучше потратьте тысячу на восстановление тачки, на которой сейчас ездите, не избавляйтесь от нее, не попадайтесь на эту удочку». Забава у людей, что ли, такая – скупать авто на ценовом пике? Рынки цикличны – не за горами снижение. Это законы бизнеса.

А что происходит в Европе?

Артур Вагнер, живущий более 20 лет в Германии, давно отправляет оттуда машины для белорусского, российского и молдавского рынков. В последнее время бизнес сильно просел. По его словам, основные концерны, такие как Opel, Chrysler, Mercedes, практически на 50% сократили выпуск.

– Прогнозирую, что промышленное производство авто в легковом сегменте восстановится не раньше 2024 года, – рассуждает продавец. – Действительно, этот спад непосредственно связан с нехваткой запчастей, чипов. Удивительно, но в Германии очередь на покупку престижного Mercedes или BMW – два года, на более демократичного Volkswagen или Opel – шесть-девять месяцев. И это в лучшем случае. Сокращение оборота новых авто привело к взвинчиванию цен в Европе на «вторичке». За полгода ценник на «бэушном» сегменте на машины 3-5-летнего возраста, причем как в эконом-, так и в премиум-классе, вырос на 30–70 %. Недавно приехал в автохаус недалеко от Гамбурга, и волосы дыбом встали. На площадке недавно стояло по 3 000 машин, сейчас – 500-700. Позвонил знакомому в Швейцарию, он говорит, что в салоне, рассчитанном на 100 машин, стоит 12. Сегодня купить что-то более-менее приличное за вменяемые деньги в Европе почти невозможно. Раньше автохаусы собирали для нас пакет машин, пяти-семилеток, и отдавали мелким оптом за приемлемые деньги. Сейчас такое не практикуют. Иначе им самим торговать нечем будет. Наступят ли лучшие времена? Конечно. Но когда – никто не знает. Не факт, что итоговые цены нам понравятся, потому что инфляционный момент надо учитывать.

Итак, приехали…

Что имеем в итоге? Если время не поджимает с покупкой, можно потерпеть, присмотреться к колебаниям авторынка. Ведь рано или поздно, столкнувшись со снижением объемов продаж, даже самые алчные из продавцов начнут ставить на машины более адекватные ценники. На дворе капитализм, а при нем произвести не проблема – проблема продать.


| Ангелина СВЕТЛОВА, газета «7 дней».
| Фото из открытых интернет-источников.


Новости рубрики БелТА Плюс
Топ-новости
Свежие новости Беларуси