Мобильная версия
Проект Традиции суверенной Беларуси
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Василий Малашенков

Детская безопасность: как избежать больших последствий от маленьких угроз

Комментарии 26.08.2015 | 11:55
Василий Малашенков Редактор отдела БЕЛТА

Есть среди взрослых люди, которые помнят о детской безопасности всегда. Например, сотрудники определенных служб. Вот и сейчас дорожная милиция проверяет, как организовано дорожное движение у школ. МЧС следит, чтобы все было правильно с противопожарной точки зрения. Подключаются и другие ведомства. Но, к сожалению, для части взрослых начало учебного года - только дежурный повод вспомнить о детской безопасности. То, что должно искренне волновать взрослого, превращается в ритуал: родители повторяют заученные фразы типа "не переходи дорогу на красный свет", но не всегда ребенку внятно и доходчиво объясняют смысл запретов. Не замечают взрослые и других опасностей, подстерегающих детей. Преддверие очередного учебного года - подходящее время, чтобы еще раз вернуться к этой теме и поговорить с ребенком о безопасности.

Итак, мы уже упоминали, что на мигающий зеленый переходить нельзя. В ПДД, если кто-то забыл, об этом сказано так: "Мигающий зеленый сигнал пешеходного светофора запрещает выход пешеходов на проезжую часть дороги с тротуара или островка безопасности, но разрешает пешеходам, находящимся на проезжей части, продолжить движение в том же направлении до островка безопасности (при его наличии) или завершить переход проезжей части дороги (при отсутствии островка безопасности)" (пункт 42.1). Следующие четыре пункта также объясняют, что делать, если красный свет застал на дороге. Ситуация номер один. Красный застал ребенка на такой дороге, где нет островка безопасности. "Пешеход должен завершить переход проезжей части дороги", - гласят ПДД. Если же островок безопасности есть, а красный загорелся, когда пешеход еще не дошел до него, то нужно "продолжить движение в том же направлении до островка безопасности и остановиться на нем". Когда же случилось так, что человек находится на островке, и в это время загорается красный, естественно, надо остановиться и подождать зеленый сигнал. Если же красный загорелся после того, как пешеход прошел островок, нужно "завершить переход проезжей части дороги".

Для родителей главное сначала вспомнить эти правила самим, а потом придумать удобную форму изложения для ребенка. Если вы хорошо рисуете, составьте рисунки-схемы. Здесь мы включаем зрительную память ребенка. Можно пойти дальше: использовать и визуальную, и тактильную форму изложения. С помощью подручных средств - конструктора, игрушечных автомобилей, солдатиков или человечков "лего" - на столе или на полу несложно воссоздать описанные выше ситуации. Можно сделать переход с островком безопасности, без него, переход на перекрестке и т.д. Вместе с детьми смоделируйте все возможные сценарии. Поиграйте в игру, где взрослый управляет машинками, а ребенок - солдатиками или человечками. Потом можно поменяться ролями и намеренно ошибаться, чтобы вызвать у ребенка реакцию: "Ты что! Пешеходу так делать нельзя!". Такая игра поможет убить сразу двух зайцев: и время с ребенком провел, и научил правилам безопасности. Хотя нужно учесть возраст юного пешехода. У одного ребенка ваша игра вызовет негодование: "Что я тебе маленький!?", а другой, если объяснять схемами, а не игрой, заснет от скуки. Поэтому выбор формы подачи - дело индивидуальное. Главное, чтобы ребенок понял. При этом не лишним будет объяснить ему в доступном виде и то, что прописано в п.102 ПДД: "При желтом мигающем сигнале светофора, неработающих светофорах и отсутствии регулировщика перекресток является нерегулируемым и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета. Светофоры считаются неработающими, если отсутствуют сигналы одновременно во всех светофорах данного направления либо сигналы противоречат друг другу".

Вторая актуальная дорожная тема для всех детей - велосипедная. Это хорошо, что многие взрослые пересаживаются на такой полезный для здоровья и экологичный транспорт. Тем самым они показывают детям хороший пример. Но иногда взрослые так ездят на велосипедах, что лучше бы они сидели дома. Самое безобидное нарушение, которое мы с вами часто видим на улицах - это неправильное пересечение проезжей части через пешеходный переход. Очень часто взрослые велосипедисты пересекают проезжую часть по пешеходному переходу не спешившись. Речь идет о тех переходах, на которых не нанесена разметка велосипедной дорожки и для водителей не установлен знак 1.22 ("Пересечение с велосипедной дорожкой") - черный велосипед на белом фоне в красном треугольнике. Если этот переход находится на перекрестке, то велосипедист особенно рискует. Он может попасть под колеса поворачивающего с другой дороги автомобиля. Теоретически опытный водитель педального транспорта выберет правильную скорость и вовремя нажмет на тормоз. Но зачем рисковать? Чтобы выиграть несколько секунд? А самое печальное - это негативный пример для детей. И вообще, если ты стал участником дорожного движения, то соблюдай правила. П.151 ПДД гласит: "При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов".

Если ваш ребенок стал счастливым обладателем велосипеда, нужно обязательно объяснить ему этот нюанс. ПДД разработаны не просто так, а продиктованы практикой. Велосипедист просто должен знать, что на велосипеде нужно ездить по велосипедной дорожке. Когда ее нет, то нужно ехать, не мешая пешеходам, по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. Если же их нет, то можно выехать на дорогу, но по проезжей части нужно двигаться не далее одного метра от ее правого края. Все это описано в п.148 ПДД. Конечно, нужно особо подчеркнуть, что п.154.1 ПДД запрещает детям младше 14 лет выезжать на проезжую часть. Пешеходные и жилые зоны, тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки - вот места обитания велосипедистов до 14. Но даже, если подростку стукнуло 14 лет, это не значит, что он может брать велосипед и нестись на дорогу.

Прежде всего он должен зарубить себе на носу, что выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Если на дороге есть линия горизонтальной дорожной разметки 1.2 (желтого или белого цвета), которая обозначает ее край, она должна располагаться слева от велосипедиста. "Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге", - тоже важный пункт правил (п.150 ПДД).

Более того, всем юным велосипедистам (а значит и родителям) нужно следить за техническим состоянием своего железного коня. В п.149 говорится о том, что на велосипеде в темное время суток должны быть включены фонари: спереди - белый, сзади - красный. Хотя это касается только тех велосипедов, которые двигаются по проезжей части. Но вообще-то фонари будут не лишним и для поездки по двору, куда, как известно, автомобили тоже заезжают. Тем более, что осень на носу и световой день сокращается. Ну а белый катафот спереди, а красный сзади - это вообще обязательный элемент безопасности для всех велосипедов. Это кажется очевидным, но как показывает практика, многие пренебрегают этим, несмотря на достаточную дешевизну велосипедных фонариков и катафотов. Еще один момент. Дети любят катать пассажиров на своем велике. Иногда это безопасно, а иногда - нет. Правила разрешают брать на борт пассажира только в том случае, если это ребенок до семи лет "на дополнительном специально оборудованном сиденье" (п.153.5 ПДД). Если вы чувствуете, что старший отпрыск твердо намерен стать личным водителем сестренки или братика, лучше купите сиденье. Так будет безопаснее.

Все эти разговоры о дорожных правилах не стоит откладывать в долгий ящик. Сотрудники ГАИ стараются посетить все школы и детские сады, но инспекторов не так много, как родителей. Не всегда они могут дойти до каждого ребенка. Объяснять, как правильно вести себя на дороге, ребенку в первую очередь должны его родители. И не нужно пугать чадо, что к нарушителям придет страшный инспектор ДПС. Пугать - это вообще неоднозначный метод воспитания с побочными эффектами. Лучше доходчиво объяснять, что действительно опасно, а что безопасно. Как раз в этом плане детям нужно знать: инспектор - это человек, который может посоветовать, помочь на дороге в нестандартной ситуации.

Другая сфера, с которой мы и дети сталкиваемся в жизни, особенно в городах, - общественный транспорт. Если речь идет о метро, то, естественно, важно обратить внимание, что пути значительно ниже перрона, что не нужно заходить за ограничительную линию, скакать на краю и т.п. Но здесь опасность очевидная. А бывают такие моменты, когда вы спешили на поезд, ребенок успел зайти, а вы - нет. И чадо уехало от вас. Что делать? Для этого нужно заранее договориться, как быть в таком случае. Обычно действует правило выхода на следующей остановке. Ребенок выходит и ждет вас на перроне. Вы приезжаете на следующем поезде, и все хорошо. При этом, если получилось так, что дитя осталось на станции, а вы уехали на поезде, то лучше установить другое правило. Ребенок никуда не едет. Вы выходите на следующей станции и возвращаетесь к нему на обратном поезде. В случае с автобусами, троллейбусами и трамваями может быть немного сложнее, но лучше придерживаться аналогичной схемы, чтобы не получилось так, что вы поедете за ребенком на следующую остановку, а он выйдет на ней и вернется обратно на другом автобусе. Тем более, что автобусные остановки часто в населенных пунктах нередко находятся недалеко друг от друга: можно и пешком дойти.

Детская, в том числе дорожная, безопасность - отдельная большая тема. Конечно, мы не сможем охватить ее в одном тексте. Но этот путь начинается с первого шага и вполне под силу любому настоящему папе или настоящей маме. Это дело не стоит пускать на самотек. Даже самая маленькая угроза, если ты к ней не готов, может привести к большим последствиям. А соблюдение простых правил безопасности дает человеку уверенность, если он понимает их смысл. Ребенку уверенность не помешает. Очень скоро он станет самостоятельным человеком.

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3515 BYN 2.349 BYN 2.355 BYN
USD
2.1105 BYN 2.11 BYN 2.113 BYN
RUB
3.2605 BYN 3.262 BYN 3.268 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

В Столинском районе третьи сутки тушат пожар на Ольманских болотах

Инфографика

Беларусь-Китай: торгово-экономическое сотрудничество В 2018 году товарооборот между двумя странами вырос на 17,1%, белорусский экспорт - на 33,4%. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в КНР в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос в 4,4 раза, доля этих товаров в общем объеме экспорта выросла с 5,2% до 17,1%.
Круглый стол Эдуард Томильчик,
Алеся Береснева,
Виктор Морозов,
Олег Максимов,
Ольга Матюхова,
Александра Алексеева,
Олег Шаблыко
10 апреля Создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Ирина Бабаченок,
Виолетта Брезовская,
Жанна Тарасевич
28 декабря Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Ольга Левко,
Василий Воронин,
Степан Темушев,
Денис Дук
1 октября Исторические формы белорусской государственности в IX–XIII вв.
Круглый стол Елена Моргунова,
Валерий Шилов,
Ирина Почицкая
27 сентября Как сделать питание белорусов более полезным? Круглый стол газеты "7 дней"
Пресс-конференция Александр Рожко,
Владимир Караник,
Валерий Синайко,
Павел Демешко
25 апреля Развитие радиационной медицины, лучевой диагностики и терапии в Республике Беларусь
Пресс-конференция Валентина Дынич,
Игорь Комаровский,
Андрей Шелег
23 апреля Потребительские предпочтения белорусской молодежи. Итоги социологического исследования
Пресс-конференция Ирина Старовойтова,
Сергей Касперович,
Юрий Миксюк
16 апреля Особенности вступительной кампании - 2019
Пресс-конференция Татьяна Леонова,
Ольга Шишко,
Ольга Князькина
4 апреля Эндокринное здоровье населения Беларуси. Современные методы профилактики и лечения
Пресс-конференция Александр Ярошик,
Валерий Уласевич,
Ярослав Павловский
3 апреля Дорожная инфраструктура Минска: ремонт, реконструкция, строительство. Безопасность движения