ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Четверг, 14 ноября 2019
Минск Облачно с прояснениями +9°C
Все новости
Все новости
Комментарии
07 ноября 2019, 11:19
Николай Лавренюк

Национальный конкурс "Лістапада" без фальшивых нот

Николай Лавренюк
Николай Лавренюк
Координатор программ национального конкурса ММКФ "Лістапад"

Национальный конкурс XXVI Минского международного кинофестиваля "Лістапад" проходит при небывало высоком градусе зрительского интереса: взять билет в кассе кинотеатра перед сеансом, скорее всего, не получится - практически все раскупают заранее. О том, как за несколько лет, а нынешний конкурс шестой по счету, изменилось отношение к нему и авторов, и публики, корреспонденту БЕЛТА рассказал его координатор Николай Лавренюк.

В свое время объявление национального конкурса "Лістапада" сопровождалось долей скепсиса: мол, о каком национальном кино речь. Но организаторы - культурный центр "АРТ Корпорейшн" - были уверены в необходимости такого шага. И что же? За шесть лет конкурс если не окреп, то уверенно встал на ноги, авторы претендуют на участие в нем, а зритель раскупает билеты загодя.

Что же произошло? Принципиально изменилось отношение самих участников, считает Николай Лавренюк. Если прежде авторы хотели представлять свои картины лишь в международной программе, считая, что на национальном конкурсе покажут все, что ни предложи, то сегодня подобного нет и в мыслях. Национальный конкурс - такой же конкурс международного кинофестиваля "Лістапад", как и любой другой. На нем действуют те же правила игры, а значит, и требования к кандидатам ничем не отличаются, а они высокие.

В нынешнем году председателем жюри национального конкурса стал Кшиштоф Занусси - режиссер, в представлении не нуждающийся. Достаточно лишь назвать его имя, чтобы понимать, какого масштаба личность выставит оценку работам авторов белорусской программы, а это дорогого стоит. Ведь получить отзыв из уст авторитета - уже успех и награда. К слову, приглашение возглавить жюри мастер принял охотно, белорусское кино ему интересно. Многие наши актеры, режиссеры знакомы с Кшиштофом Занусси, ведь он известен своим гостеприимством. Николай Лавренюк, еще будучи школьником, но уже увлекаясь кино, в группе юных слушателей киношколы встречался с маститым режиссером в Польше, куда тот пригласил белорусов.

Но заглянем в программу национального конкурса. Как рассказал Николай Лавренюк, количество поступающих заявок из года в год примерно одинаково - 80-90. Возможность снимать кино сейчас столь доступна (камера есть в любом мобильном телефоне), что круг авторов, создающих некое аудиовизуальное произведение, ширится ежегодно. Другое дело, что многие заявки так и остаются на этапе заявок. Ведь чтобы работу назвать фильмом, одной только камеры, даже профессиональной, недостаточно.

Вопрос заключается в конкурентоспособности работы, ее техническом исполнении, насколько просматривается в фильме авторская позиция, насколько она соответствует тенденциям современного кино, современному киноязыку. Это важнейшие составляющие для картин, претендующих на участие в конкурсе.

Стабильное количество поступающих на конкурс заявок, пожалуй, повод говорить об изменении ситуации в кино, хотя и очень медленном. Говорить о развитии белорусского кино как индустрии по-прежнему рано, можно, скорее, о конкретных авторах.

Но в нынешней программе национального конкурса "Лістапада" фильмы - как на подбор. И многие достойные картины, по словам Николая Лавренюка, могли бы этот список расширить. Но есть ограничения по количеству участников, и часть работ не без сожаления оставлена "за бортом".

Что вошло в программу нынешнего национального конкурса? Это анимационные работы, снятые режиссерами на Национальной киностудии "Беларусьфильм". Белорусская анимация была и остается сильной. Документальное кино, где что ни работа - то заявка. Многие из этих картин уже имеют награды международных фестивалей. Среди них фильмы Андрея Кутило, Александра Михалковича, Максима Шведа. Авторы игрового кино: Алексей Полуян, Кирилл Галицкий, Никита Лаврецкий, Юлия Шатун и др.

Что можно пропустить? Ничего нельзя, рекомендация для зрителя одна: иди и смотри, причем без оглядки на рейтинги и топы, которые публикуются. Они, безусловно, могут быть. Ведь нужно помочь зрителю сориентироваться в таком количестве картин - на "Лістападзе" их больше 150. Но упоминать одного автора и не упоминать другого, создавшего не менее яркую работу, не совсем этично по отношению к режиссерам, считает Николай Лавренюк. Организаторы любят все картины, которые участвуют в конкурсе, и искренне желают успеха каждой из них.

Национальный конкурс интересен тем, что от него всегда ждут открытий. И в этот раз творческое состязание не лишено изюминки. В программе игрового кино конкурирует фильм немецкого режиссера Лотара Херцога. Организаторы, прежде чем принять работу на конкурс, горячо обсуждали, в праве ли картина "1986" быть представлена как белорусское кино. Но особенность ее в том, что режиссер, снимавший историю в Беларуси, смог показать ее не стереотипно, не поверхностно, как это бывает зачастую, когда работают зарубежные авторы. Если не знать, что режиссер иностранец, этого сказать нельзя, потому что получилось глубинное погружение в белорусскую жизнь, ментальность, психологию. По словам Николая Лавренюка, в картине нет фальшивых нот. "Лотар Херцог не идет по пути показа негативного, что всегда делает фильм более экспортным. Он видит нашу жизнь изнутри и показывает нас такими, какие мы есть", - сказал координатор национального конкурса. Что немаловажно: эта картина вносит свой вклад в то, чтобы Беларусь становилась все меньшим белым пятном на кинокарте мира. Работа "1986" уже участвовала в нескольких международных конкурсах и получила награды.

Фильмы белорусских авторов также все чаще становятся не только участниками, но и победителями творческих состязаний за рубежом. Из последнего, к примеру, успех картины Влады Сеньковой "II" на 35-м Варшавском кинофестивале. Молодежная драма получила награду "Особое упоминание жюри" в конкурсной секции "Свободный дух". Фильм Влады конкурировал с еще 12 работами авторов из разных стран. На внеконкурсном показе "Лістапада" зрители приняли работу горячо, в зале не было свободных мест.

Продвижение, безусловно, отдельная и непростая задача. Сегодня наши авторы, как правило, сами снимают и сами же продвигают свои картины. Плохо ли, хорошо ли они это делают, но на белорусском пространстве имена многих молодых режиссеров сегодня на слуху, и на фестивальные показы их фильмов непросто попасть.

На многие картины фестиваля "Лістапад" билеты раскупались задолго до сеансов, такой вот приятный факт. Белорусские зрители получают возможность увидеть яркие авторские работы не где-нибудь, а дома, причем порой одновременно или даже раньше европейской публики. Еще один приятный факт "Лістапада": многие фильмы после него будут в прокате, в том числе и картины национального конкурса. Так что если в дни кинофорума посмотреть какие-то фильмы не удалось, это можно исправить.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси