ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 15 июля 2024
Минск +25°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 ноября 2023, 15:50
Анна Сеньковец

Брестский театр драмы попал в грантовую программу за месяц до дедлайна: как готовят премьеру и на что потратят деньги?

Анна Сеньковец
Анна Сеньковец
Директор Брестского академического театра драмы

Брестский академический театр драмы анонсировал на 5 декабря премьеру спектакля "Моцарт и Сальери" по мотивам одной из "маленьких трагедий" классика русской литературы А.С. Пушкина. Казалось бы - обычное дело: театральная труппа готовит новую постановку. Однако есть два обстоятельства, которые делают проект особенным: спектакль создается на грант автономной некоммерческой организации "Русские сезоны" при поддержке Министерства культуры России, а на его постановку у театра было немногим более одного месяца. Корреспондент БЕЛТА встретилась с директором БАТД Анной Сеньковец и узнала о деталях проекта "Развитие культурного диалога".

- Анна Владимировна, как вы оказались в этом проекте?

- В апреле я принимала участие в форуме зарубежных русских театров в Санкт-Петербурге - международной конференции "Русский театр за рубежом как институт русской культуры". Там собрались директора, художественные руководители и главные режиссеры русских театров из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Собственно, там и прозвучала информация о том, что по федеральному проекту Минкультуры РФ "Развитие культурного диалога" в связи с 225-летием Пушкина, которое будет отмечаться в 2024 году, выделены ассигнования на постановку спектаклей по его произведениям в русских зарубежных театрах. В числе тех, чьи заявки были одобрены, были и два белорусских театра - национальный имени М. Горького и Гродненский кукольный. Я тогда по-доброму порадовалась за коллег и подумала, как было бы здорово и нашему театру попасть в эту программу. А в конце октября по дороге в Нижний Новгород на XI Российский театральный фестиваль им. М. Горького "Диалог эпох. Время открытий", куда мы ехали со спектаклем "Олеся", мне позвонили из Министерства культуры Беларуси. И начальник отдела международного сотрудничества и взаимодействия со средствами массовой информации Виктория Леонидовна Ратобыльская предложила принять участие в этом проекте, поскольку из него по какой-то причине вышел один из зарубежных театров.

- То есть вам предложили своеобразную "горящую путевку"? И каковы были условия?

- Нужно сделать постановку по произведению Пушкина. Причем мы должны были уложиться в те же сроки, что и театры, которые готовились к этому с апреля. Но мы получили колоссальную поддержку нашего Министерства культуры. Из Нижнего Новгорода мы вернулись в воскресенье 29 октября и, буквально переодевшись и перекусив с дороги, собрались в театре для обсуждения будущего спектакля. Определились с режиссером, потом с произведением. В общем, быстро включились в работу, поскольку времени было в обрез.

- И как вы выбирали из Пушкина? Почему остановились на "Маленьких трагедиях"?

- Искали материал, где задействовано немного персонажей и который можно быстро поставить. Дело в том, что у нас сейчас в работе новогодняя сказка, которая должна быть готова к 15 декабря, а это большая сцена. Мы понимали, что параллельно второй спектакль там запустить не можем, т.е. единственный выход - брать малую сцену, потому что по-другому мы не сможем разойтись с репетиционным процессом. Так определили к постановке пьесу "Моцарт и Сальери". Поскольку двое из трех наших режиссеров заняты на других проектах (Александр Козак готовит новогоднюю сказку, а Тимофей Ильевский вводит новых актеров в спектакль "Женитьба", который мы показываем 15 ноября на Национальную театральную премию), выбор остановили на Денисе Федорове. Денис Владимирович - молодец: он умеет быстро аккумулироваться и быстро приступить к работе. Они с главным художником Николаем Полторака двое суток практически не выходили из театра и вскоре представили худсовету концепцию спектакля. Хоть и в экстренном порядке, но мы соблюли все нормы. Технически то, что придумано художником, сложновато, но пытаемся все воплотить в реальность. Уверены, что получится хороший спектакль.

Фото из архива
Фото из архива

- Значит, репетиционный процесс уже идет?

- Да, мы в процессе. Идут репетиции, заказываем материалы, пошив костюмов идет полным ходом, изготавливаем декорации. Словом, работаем над проектом. Но творческий процесс - это одно. Сложно будет оборудование закупить: конец года, есть определенная процедура закупки.

- Имеется в виду оборудование для спектакля?

- Не только. На основании договора с АНО "Русские сезоны" выполняется постановка спектакля и модернизация театра. И мы в рамках данного проекта покупаем пульт помощника режиссера - о чем мы мечтали долгие годы. Это очень важное оборудование, благодаря которому осуществляется связь со всеми цехами - монтировочным, звуковым, световым.

- А можно узнать, какая сумма выделяется?

- 9,6 млн российских рублей. За вычетом НДС к расходованию мы получим меньшую сумму. Пульт стоит Br210 тыс. Мы сейчас находимся в процессе закупки и надеемся, что успеем все закупить.

- Деньги вы уже получили?

- Первый транш пришел уже, да.

- И средства нужно освоить до конца года?

- До 5 декабря.

- То есть премьера назначена на 5 декабря неслучайно? Это дедлайн?

- Да, мы не можем позже. Это условие для всех театров - участников проекта. Только все уже с апреля работают, а мы должны были включиться и сделать за месяц то, что другие театры готовят полгода.

- Как организаторы проекта отслеживают вашу работу, готовность?

- Мы предоставляем отчет по каждому этапу. Сейчас, после согласования с ними, - по афише и всей рекламной продукции. По договору мы должны будем отснять и отправить видео с премьеры. На самом деле это колоссальный объем работы. Нужно было представить много документов для того, чтобы подать заявку на участие в проекте с перечнем необходимого оборудования, которое будет использоваться в самом спектакле, с его характеристиками и обоснованием.

- Но все это стоит того, чтобы получить такой грант?

- Да, это огромная помощь, которая в данный момент театру нужна. Хочу отметить, что в этом году из областного бюджета нам выделили средства на модернизацию оборудования. Мы полностью заменили звук и свет на большой сцене театра. Сейчас идет процедура закупки одежды сцены - так называемого черного кабинета, который не обновлялся 30 лет. Необходимо 820 кв.м ткани. Также в этом году за внебюджетные средства мы обновили театральный бар. Малый зал и его звуковое оборудование модернизировали в прошлом году. Постепенно готовимся к юбилею - в следующем году 1 октября нашему театру исполняется 80 лет.

- И какие планы в связи с юбилейной датой?

- Основное наше желание - сделать полноценную музейную комнату, в которой, пусть в небольшом объеме, но будет представлена история театрального искусства на Брестчине, Брестского академического театра драмы, международного театрального фестиваля "Белая вежа", нашего симфонического оркестра. Планируем, конечно, и новые постановки. Пока идет отбор. Отправили свои предложения в Министерство культуры. Год ожидается интересный, насыщенный. Надеемся, что все получится.

Светлана ВЕЧОРКО,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси