ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 28 апреля 2024
Минск +12°C
Все новости
Все новости
Интервью
10 апреля 2023, 12:24
Александр Анисимов

"Я загорелся этой идеей!" Анисимов о том, как родилась одна из лучших концертных программ в Брестской крепости

Александр Анисимов
Александр Анисимов
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, народный артист Беларуси

Каждый выход симфонического оркестра на сцену с правильно подобранной программой и достойным исполнением несет патриотический посыл, уверен художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, народный артист Беларуси Александр Анисимов. Такое заявление маэстро основано на десятилетиях его творческой деятельности. С высочайшим мастерством и профессионализмом он представлял Беларусь во многих странах. Благодаря работе известного дирижера, которого относят к плеяде лучших музыкантов нашего времени, публика Нидерландов, Словении, Великобритании, Аргентины, Италии, Японии, Парижа, Австрии и других государств знает о Минске как культурно значимой столице европейского государства. Каждое выступление, каждый проект Александра Анисимова - это обогащение духовной сокровищницы белорусского народа. Корреспондент БЕЛТА пообщалась с именитым дирижером по случаю очередной награды - диплома лауреата республиканского конкурса на лучший культурный проект патриотической тематики 2022 года.

- Не так давно Белгосфилармония одержала победу в номинации "Лучшая концертная программа патриотической тематики в сфере музыкального искусства" за концертную программу республиканской культурно-массовой акции "Вахта памяти". Расскажите подробнее об этом проекте.

- Еще зимой прошлого года меня пригласили в Министерство культуры и рассказали о планах организовать концертную программу "Вахты памяти". Это традиционное мероприятие в Брестской крепости, которое проводится ранним утром 22 июня - в день, когда началась война. Однажды наш оркестр уже принимал участие в подобном проекте. Мы представляли публике концерт, наполненный красивой классической и популярной белорусской эстрадной музыкой. С теплотой вспоминаю то время, но вернусь к концертной программе 2022 года.

Тогда, зимой, в министерстве у меня поинтересовались мнением о "Реквиеме" Дмитрия Кабалевского. Конечно, я понимал, что в оригинале это произведение продолжается почти два часа. Но также я понимал, какой проект нужен для "Вахты памяти" и какая публика будет присутствовать. К тому же начало концерта планировалось в четыре часа утра... Я обещал подумать. Нужно было увидеть ноты, взвесить творческие возможности, оценить все предстоящие трудности, а именно: выступление на открытой площадке, неожиданности в погодных условиях и др.

Однако я загорелся идеей, она мне понравилась. Будучи мальчиком, учеником Хорового училища имени М.И. Глинки в Санкт-Петербурге, я исполнял одну из частей этого "Реквиема". До сих пор помню знаменитый текст Рождественского: "Именем солнца, именем Родины клятву даем… То, что отцы не построили, мы построим". Красиво, правда? Это произведение патриотического звучания идет от сердца, не заигрывает со слушателем, искусственно не затрагивает тонкие струны души, специально не вызывает плаксивость.

Да, с одной стороны, "Реквием" Рождественского - это жесткая поэзия, с другой - ласковая, с третьей - открытая, понятная и очень правдивая. Подобное мне всегда очень нравилось. Помню, как в юные годы пропадал в Доме книги на Невском проспекте Ленинграда, дежуря, когда принесут поэзию Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского, и хватал их новые сборники.

Что ж, я посмотрел "Реквием" Дмитрия Кабалевского. Музыка прекрасная, но и сложностей было полно. Они касались, прежде всего, не оркестра (у нас профессиональный коллектив, который справится с любыми сложностями), а вокально-хоровой стороны. Так, нужен был большой коллектив, поскольку одного состава для проекта "Вахта памяти" мало. В итоге мы собрали исполнителей нескольких хоров. В том числе пригласили детский коллектив из Бреста. Признаюсь, организационно было непросто.

Непросто шел и репетиционный период. Перед нами стояла задача подготовить такую программу, которая бы подходила для этого мероприятия: продолжительностью не более одного часа десяти минут. К тому же я понимал, что половина текста, озвученного в микрофон, не будет слышна и понятна публике. А давать текст на экране - глупость полная. Да, предполагались экраны, но на них транслировались документальные кадры и т.д. И тогда мне пришла в голову идея включить в эту историю драматических актеров. Я загорелся этой идеей, тем более что у меня был опыт.

Например, лет 15 назад готовил композицию по балету Кузнецова "Клеопатра". Симфонический оркестр исполнял музыку балета, а два талантливых актера из театра имени М.Горького и театра имени Янки Купалы озвучивали роли. С помощью своих помощников подбирал тексты Шекспира, Овидия и даже Цветаевой. Программа имела большой успех. Такую же композицию сделал и на музыку Андрея Мдивани, который написал балет "Шагреневая кожа" по Бальзаку. Композиция называлась "Рафаэль" - по имени одного из действующих лиц.

Накануне концерта мы приехали в Брест и репетировали там практически весь вечер. Репетиции продолжались и утром. Конечно, были сложности с микрофонами, техникой. В конце концов, пошел дождь. Представляете себе: идет дождь, а мы репетируем. Пришлось убирать с улицы детский хор, хотя ребята должны были петь рядом с эстрадой. Перевел их наверх, на сцену, освободил часть оркестра. Видимо, Господь мне помогает по жизни, поскольку вскоре дождь прекратился.

А после полуночи на церемонию возложения венков стали съезжаться гости. Сама концертная программа, последовавшая после этого, на мой взгляд, была очень достойной. Замечу: готовили мы ее не ради каких-либо наград. Признаюсь честно, я даже не знал, что концертная программа будет включена в этот конкурс. Но очень здорово, что мероприятие так высоко оценили.

- В целом проекты патриотической тематики вам интересны?

- Да, мне это интересно, потому что трудно. Посмотрите вот на эту афишу (кабинет Александра Михайловича увешан афишами концертов, которые он давал по всему миру. - Прим. БЕЛТА). Здесь написано: "И будет помнить мир спасенный". Так назывался цикл концертов из двух частей: 7-й ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича и "Реквиема" Моцарта. Казалось бы, необычное сочетание. Но это патриотический проект.

Патриотическая тематика мне интересна еще и по другой причине. Я глубоко убежден, что любой выход симфонического оркестра на сцену с правильно подобранной программой, с достойным исполнением несет патриотический посыл. Мы - часть белорусской культуры, мы - паспорт белорусской культуры. Мы подтверждаем, что Минск - столица европейского государства, не менее культурно значимая, чем любая столица Европы. Это и есть мой патриотический посыл. Я горю желанием донести это людям. Хочу, чтобы все это понимали. Мной движет такой азарт!

Кстати, моя мама участвовала в освобождении Беларуси в штабе Рокоссовского. Это многое значит для моей судьбы, это сформировало мой взгляд на патриотизм. Что касается моих детей, я многое сделал, чтобы они получили воспитание, за которое мне не стыдно. В таком духе воспитываются и мои внуки.

- В марте на сцене Белгосфилармонии прозвучал первый концерт цикла "РАХМАНИНОВ +", посвященный 150-летию со дня рождения композитора. Почему цикл концертов получил именно такое название? Сколько всего концертов состоялось?

- Честно признаться, идею я почерпнул на фестивале в Венгрии "Bartok Plus". Каждый год фестиваль назывался по-разному: "Барток плюс Чайковский", "Барток плюс Бетховен" и др. Мне захотелось подготовить такую программу, в которой, кроме музыки Рахманинова, присутствовало бы произведение другого автора. Причем совершенно не обязательно, чтобы жизни этих композиторов переплетались. Однако, например, судьбы Чайковского и Рахманинова действительно связаны. Чайковский в свое время принимал экзамен у Рахманинова, который по окончании консерватории подготовил оперу "Алеко" - это была его дипломная работа. Чайковский поставил "5" с пятью плюсами и сказал, что эта опера должна звучать в Большом театре рядом с его "Иолантой".

Именно музыку Рахманинова и одно произведение Чайковского мы играли 1 апреля - в день 150-летия композитора, и это была не шутка.

А 10 марта в цикле "Рахманинов +" сыграли произведение ХХ века, которое написал композитор советского периода Георгий Свиридов. Это его сочинение настолько точно рождено из славянской музыки, из знаменных церковных распевов. Как известно, почти все творчество Рахманинова опирается на старинные церковные распевы, на Россию, славянскую душу. Поэтому сочинение "Маленький триптих" Свиридова открывало концерт и подготавливало публику к тому, что звучало далее.

В нынешнем сезоне официально прозвучало два концерта цикла "Рахманинов +". Впрочем, мы открывали сезон программой, которую можно было назвать аналогичным образом. Сейчас жалею, что так не назвали. Звучали Симфония №3 Рахманинова и премьера гениального произведения Галины Гореловой "Душа над городом". Такого патриота белорусской музыки и своей родной земли, как она, трудно себе представить. "Душа над городом" посвящена Витебску и Марку Шагалу. Что более патриотичное можно придумать?

- Для Белгосфилармонии в целом и Государственного академического симфонического оркестра в частности апрель богат на интересные проекты. Например, 7 апреля состоялся творческий вечер российско-таджикского композитора Толибхона Шахиди. Чем интересна его музыка вашему оркестру?

- На мой взгляд, прозвучал очень интересный концерт. Я, посвятивший всю свою жизнь классике, узнал об этом композиторе совсем недавно. И обнаружил, что музыка Шахиди звучит во всем мире. А его отец был основоположником современной классической музыки в Таджикистане. Сыновья Толибхона Шахиди - пропагандисты классического наследия своего отца и организаторы его концертов.

- Чем эта музыка близка вашему оркестру?

- Она вряд ли нам близка, но интересна тем, что ставит новые задачи. Музыка построена на глубоком профессиональном знании возможностей симфонического оркестра и вокала. У Шахиди есть потрясающий Концерт для кларнета с оркестром. Чтобы показать миру свою музыку, Шахиди и его сыновья приглашают знаменитостей. Например, фортепианный концерт можно посмотреть на ютубе в исполнении Екатерины Мечетиной - она и солировала в этот вечер в нашей программе. Также в нашей программе пела известная замечательная певица Ирина Крикунова.

К сожалению, мы недостаточно часто играем музыку настоящего модерна. Мы не играем Кейджа, Штокхаузена, мы не играем Эдисона Денисова, Андрея Волконского, Мартынова. Не играем современных москвичей, хотя московская филармония устраивает целые циклы, которые проходят с аншлагами.

К слову, мы рискнули и с большим успехом обнародовали новую музыку белорусских композиторов. Это был концерт, посвященный юбилею Белорусского союза композиторов. Работа оказалась очень непростая. Принимали участие три дирижера: я и мои коллеги - Валерия Рыбинская и Юрий Караваев. Концерт имел успех у публики. Между прочим, почти в каждую программу сезона я включаю произведение белорусского автора. Совсем не обязательно гнаться за той необычностью, которую можно услышать на Западе или в московских программах, за тем эпатажем, который часто привлекает внимание. Произведения белорусских авторов - это талантливая и самобытная музыка.

- Ваш оркестр не только сотрудничает с известными мастерами, но и постоянно открывает новые таланты. Кого бы вы выделили из молодых дирижеров?

- В концерте "Рахманинов +" в день рождения композитора дирижировала Валерия Рыбинская. Как молодой оркестровый музыкант она великолепный профессионал. И дирижировать начала еще в Молодечненском колледже. Сейчас учится в нашей академии музыки под моим руководством. Более того, второй год является моим ассистентом в филармонии. Провела уже три программы как дирижер в Малом зале, серьезную программу белорусской музыки в Большом зале (вечерний концерт), две программы с участием детей из гимназии-колледжа при академии музыки.

В команде с молодой талантливой пианисткой, лауреатом международного конкурса пианистов, студенткой профессора Юрия Гильдюка Еленой Науменко Валерия играла Третий фортепианный концерт Рахманинова - очень непростую, но очень яркое и популярное произведение.

Фото Белгосфилармонии
Фото Белгосфилармонии

Горжусь тем, что почти весь пул молодых белорусских дирижеров прошел через мои руки. Когда я начинал работу главным дирижером в Большом театре оперы и балета, рядом со мной кроме плеяды мастеров, дирижеров со званиями, были еще и 4-5 молодых дирижеров-ассистентов: кто-то помогал с нотным материалом, кто-то работал с певцами, кому-то уже поручались опера или балет. Мы делали так называемые студенческие спектакли: в оркестре играли студенты, но уже работающие в нашем коллективе, на сцене пели бывшие студенты и тогдашние студенты дирижировали.

Я и сейчас хочу, чтобы в филармонии рождались интересные артисты. Например, Юрий Караваев делал первые шаги как дирижер именно в нашей филармонии, работал как скрипач, потом закончил консерваторию. Ныне он солидный дирижер. Недавно его пригласил на работу театр оперы и балета, но Юрий не покидает филармонию: он просто не может без нее. И правильно делает - я уверен в этом.

- Вы часто говорили, что "любите похулиганить". Как вам удается сочетать патриотическую классику и модерн?

- Я верен патриотичной классике, этому направлению. Умею и знаю, как сделать это правильно и качественно. А что касается моей всеядности… Я же понимаю, что одним Брамсом сыт не будешь. Но мы должны понимать, что есть не только убеленные сединами любители классики, но и прослойка таких слушателей, прежде всего молодежь, которых нужно заинтересовать и увлечь. Я не затяну их на того же Брамса, если они даже не знают, кто это.

Но однажды я придумал такой проект: в первом отделении звучала джазовая музыка, во втором исполнялась Девятая симфония Бетховена, в финале которой хор и солисты пели текст оды "К радости" Шиллера. Этот проект назывался "Обнимитесь, миллионы" и имел огромный успех у публики. Кто-то пошел на джаз, но ради любопытства остался на второе отделение. И вы знаете, они с энтузиазмом принимали Бетховена. Приходила и публика, желающая послушать Бетховена. Но не приходить же им ко второму отделению! Поэтому слушали и джаз, понимая, какая это непростая, красивая композиция и какие виртуозы ее исполняли.

На подобные хитрости, или, как вы говорите, хулиганства, я иду сознательно. Сам себе так и говорю: не надо замыкаться. Тем временем придумываю очередные яркие программы.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси