Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Содействие занятости населения

Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января подписал декрет №1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения.

Андрей Лобович

Работа - личный выбор человека, задача государства - помочь

Интервью 17.01.2019 | 18:21

С момента принятия декрета "О содействии занятости" миновал почти целый год. За это время уже накоплен опыт по реализации положений нового документа. Кроме того, с 1 декабря прошлого года открылся доступ к базе данных не занятых в экономике трудоспособных граждан. И жители страны живо интересуются тем, как работает весь механизм содействия занятости. За ответами на волнующие людей вопросы корреспондент БЕЛТА обратилась к первому заместителю министра труда и социальной защиты Андрею Лобовичу.

- Андрей Валентинович, изменились ли с принятием декрета №1 подходы в политике занятости?

- Занятость населения, возможность трудоустройства и получения достойного заработка - на эти цели направлен целый комплекс документов, разработанных в Беларуси в последнее время. Приняты меры по либерализации бизнеса, расширению возможностей для самозанятости граждан - перечень видов деятельности, для которых не обязательна регистрация ИП, пополнился новыми. В дальнейшем постановлением Совета Министров в развитие декрета №1 граждане, выбравшие эти формы зарабатывания средств, приравнены к занятым в экономике.

То есть у людей сегодня большой выбор форм трудоустройства и поиска вакансий, в том числе с помощью интернета. Усовершенствована и работа по содействию занятости населения. В 2018 году мы впервые определили перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда и отдельных показателей в области содействия занятости населения, что позволило адресно решать эти вопросы в районах и городах. С прошлого года впервые Минтруда внедрило систему мониторинга и оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения, благодаря чему мы можем рейтинговать регионы.

Перестроена и работа с нанимателями - с акцентом на их потребности при подготовке специалистов. Выигрывают все. Наниматель получает квалифицированные кадры, безработный - новую профессию и гарантированное рабочее место, а служба занятости удовлетворяет потребность рынка труда в кадрах. В этом году стоит задача обучить под заказ нанимателя 60% от всех безработных, направленных на обучение.

И главное: в своей работе мы переходим от заявительного принципа к выявительному. А база не занятых в экономике становится уникальным инструментом в помощь. Развитие информационных ресурсов, системная персональная работа с гражданами позволят глубже и детальнее понимать, что происходит на рынке труда, какие потребности и проблемы существуют.

- Как можно охарактеризовать трудовые ресурсы страны?

- Согласно официальной статистике (по балансу трудовых ресурсов за 2017 год) 76% трудовых ресурсов страны занято в экономике. Почти 15% находятся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучаются в учреждениях образования страны, ухаживают за инвалидами и лицами, достигшими 80-летнего возраста, являются официально безработными. Остальные 9% трудоспособного населения, не занятые в экономике страны, - это граждане, которые ищут работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости, трудятся или учатся за границей, а также те, кто не заинтересован в работе в принципе или именно в легальной.

База не занятых позволила персонифицировать эту информацию. Поэтому комиссии в каждом регионе (а их сегодня 150) максимально пытаются дойти до каждого и разобраться в ситуации конкретного человека, оценить масштаб проблемы рынка труда региона в целом.

- Наверняка многие трудящиеся и не только хотят убедиться, что они не попали в базу. Напомните, пожалуйста, как это можно проверить?

- С 1 декабря прошлого года гражданам доступна специальная электронная услуга. Подчеркну, что получить информацию с ее помощью человек может только в отношении себя лично. Есть два варианта доступа к услуге: с помощью электронной подписи (ЭЦП) или уникального идентификатора. И если за получение ЭЦП надо заплатить, то идентификатор предоставляется бесплатно - в службе "Одно окно" при предъявлении паспорта. Человеку выдается логин и пароль для входа в личный кабинет на Едином портале электронных услуг в интернете. Уже более 2 тыс. человек воспользовались этой услугой. Пошаговая инструкция размещена на сайте Минтруда, а также на сайтах гор- и райисполкомов, местных администраций в разделах о работе комиссий.

Но мы понимаем, что не всем такой способ удобен. Поэтому человек может обратиться непосредственно в комиссию и узнать, содержатся ли сведения о нем в базе данных. Для этого можно позвонить в комиссию, прийти лично, направить электронное письмо. Но в любом случае необходимо подтвердить личность: указать свой идентификационный номер, иную информацию из удостоверяющего документа.

- Каковы дальнейшие действия человека, который выяснил, что он ошибочно оказался среди трудоспособных, не занятых в экономике, либо считает, что у него есть иные особые обстоятельства, препятствующие работе?

- Случаи, когда граждане, которые заняты в экономике, попали в базу, единичны. И мы разбираемся с каждым индивидуально, чтобы впредь не допустить такого. Ведь задача декрета - это в первую очередь оказать содействие в трудоустройстве тем, кому это необходимо.

Если человек уже трудится, но сведения о нем содержатся в базе, или в период работы комиссии с этой базой он стал занятым, то ему надо лишь предоставить в комиссию соответствующие подтверждающие документы. При этом необязательно приходить лично. Направить документы можно по почте, в том числе электронной. Комиссия рассмотрит его документы и сообщит свое решение. Все это будет сделано до начала февраля, когда должен быть сформирован первый список на оплату услуг с возмещением затрат.

Если же гражданин не занят в экономике, ему надо просто обратиться в комиссию за помощью в трудоустройстве.

- С 1 января этого года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые правительством, с возмещением затрат на их оказание. По вашей оценке, как много людей подпадет под эту норму, как увеличится для них оплата?

- Мы говорим о жилищно-коммунальных услугах. И норма о полном возмещении затрат будет распространяться только на тех граждан, не занятых в экономике, которые являются плательщиками ЖКУ (собственник, наниматель или арендатор жилого помещения). При этом переход на оплату по полному тарифу будет поэтапным: с 1 января 2019 года - за горячее водоснабжение; с 1 октября 2019-го - теплоснабжение и газоснабжение при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов.

Приведу сравнение в денежном выражении: с 1 января 2019 года оплата за ЖКУ в типовой двухкомнатной квартире (площадь 48 кв.м с тремя проживающими) увеличится примерно на Br6,5, если один проживающий включен в список, и на Br13, если два проживающих в списке.

Комиссии на местах сегодня активно работают с базой не занятых в экономике по своим регионам. Отдельные районы уже проверили все данные. В итоге где-то в список на полную оплату услуг (за январь речь идет о горячем водоснабжении) может быть включен 1% от не занятых плательщиков ЖКУ, где-то - 30%. Например, в Малоритском районе Брестской области в списки на уплату попали 5 человек, в Октябрьском районе Гомельской области - 6, в Чериковском Могилевской - 15.

Оценивая работу комиссий и желание граждан быть официально занятыми, думаю, только около 15% от всех плательщиков ЖКУ, попавших в базу, могут быть включены в список на оплату услуг с возмещением затрат. Это значит, что в масштабах регионов и страны в целом суммы, которые поступят от этой категории граждан, будут незначительными. Совсем не похоже на то, что декрет нужен для пополнения бюджета, согласитесь. Повторюсь, как и следует из названия, помощь в трудоустройстве - его главная цель.

Кроме того, во время работы с базой комиссиями мы также узнаем о новых формах занятости, особенно тех, которые развиваются в области информационных технологий. Выявляем сопутствующие пробелы в нормативно-правовой базе и работаем над их исправлением.

- Если резюмировать, то компенсировать оплату ЖКУ в полном объеме придется людям, которые скрывают свои реальные доходы, работая нелегально, а также тем, кто не хочет работать, хотя и имеет для этого возможности. Так?

- Верно. Причем никто не говорит о принуждении к труду: каждый волен выбирать, работать ему или нет. Но если бюджет человека позволяет ему ничем не заниматься, почему государство должно, пусть и частично, брать на себя оплату его жилищно-коммунальных услуг? То есть тратить на него деньги честных налогоплательщиков.

Возможно, финансовая мера вместе с работой комиссий повлияют на кого-то из этой категории, и какая-то из предложенных форм занятости их все же заинтересует. Для нас это будет тоже одним из важных достижений.

Справочно:

В 2018 году по направлению комиссий приняты на работу 1,5 тыс. человек, службой занятости оказано содействие в трудоустройстве более 152 тыс. человек. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено более 7 тыс. безработных.

Екатерина КНЯЗЕВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4287 BYN 2.425 BYN 2.435 BYN
USD
2.1402 BYN 2.141 BYN 2.145 BYN
RUB
3.267 BYN 3.262 BYN 3.272 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

IT-рота: как служится первому призыву нового подразделения

Инфографика

Рота информационных технологий Функциональное предназначение РИТ - разработка системного и программного обеспечения совместно с подразделениями Военной академии и другими научными учреждениями и учебными заведениями.