ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 5 мая 2024
Минск Сплошная облачность +12°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Валерий
Считается, что Венецианская комиссия сыграла ключевую роль в принятии восточноевропейскими странами конституций, соответствующих стандартам европейского конституционного наследия. Какова ее роль в становлении и развитии конституционализма в странах Содружества, в том числе в Беларуси?
Европейская комиссия «За демократию через право» Совета Европы (Венецианская комиссия) является признанным на международном уровне независимым консультативным и экспертным органом.
Республика Беларусь неоднократно направляла в комиссию для экспертизы проекты законов, в том числе в 2003 году проект Закона «О Национальном собрании Республики  Беларусь».

Конституционный суд нашей страны имеет многолетний опыт конструктивного сотрудничества с Венецианской комиссией как посредством проведения совместных конференций и семинаров, так и путем активного участия в  деятельности органов конституционного правосудия, работающих под эгидой комиссии (Конференция европейских конституционных судов, Всемирная конференция по конституционному правосудию). Проведен ряд совместных семинаров и конференций. Так, в 2010 году в Минске проведена международная научно-практическая конференция на тему «Теоретические и практические аспекты, связанные с индивидуальной конституционной жалобой в европейской модели конституционного правосудия».

С 16 октября 2010 года представителем Республики Беларусь как ассоциированного члена Венецианской комиссии является заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь Марыскин А.В.
Загоровский Антон Павлович
Как известно, КС будет разрабатывать законопроект "О конституционном судопроизводстве", который будет предусматривать институт конституционной жалобы. Будет ли КС предоставлять общественности доступ к самому проекту, дабы можно было представить свои мысли, замечания и т.д. касательно законопроекта?
В основном законе нашей страны - Конституции - был учрежден специальный институт конституционного контроля. Был создан специальный орган - Конституционный суд. То есть задача КС - осуществлять конституционный контроль всех нормативно-правовых актов, принятых госорганами. Нормы каждого такого акта должны соответствовать нормам Конституции.

Напомню, что в 1994 году был принят специальный закон о КС, где регламентируется его деятельность, в том числе процессуальные аспекты. Затем в 2006 году был принят Кодекс о судоустройстве и статусе судей, которым были определены принципы единства судебной системы нашей страны, основные принципы деятельности судебной власти: КС, системы общих судов во главе с Верховным судом, системы хозяйственных судов во главе с Высшим хозяйственным судом. Этим же законом было предусмотрено регламентирование, уже на новом уровне, процессуальной деятельности КС.

И вот в этом году действительно Национальному центру законопроектной деятельности и КС поручено разработать проект упомянутого в вопросе закона. Работа в этом направлении проводится, уже имеются определенные варианты такого законопроекта.

Но здесь не совсем точно сформулирован вопрос. Введение права граждан напрямую обращаться в КС не предусмотрено в проекте. Напомню, что ст.116 Конституции определяет субъектов, которые правомочны обращаться в КС: Президент, обе палаты парламента, правительство, Верховный и Высший хозяйственный суды. Чтобы предоставить гражданам право обращаться в КС напрямую, это нужно решать на конституционном уровне. Сегодня такой необходимости нет. У нас на законодательном уровне предусмотрен косвенный доступ. То есть гражданин или организация вправе обратиться с инициативой о проверке конституционности того или иного нормативного правового акта к уполномоченным субъектам. При наличии достаточных оснований последние могут обратиться в КС.

Добавлю, что во многих странах Европы и постсоветского пространства также нет института конституционной жалобы, то есть право прямого обращения граждан в КС. Например, к этим странам относятся Франция, Болгария, Казахстан, Молдова, страны Балтии... Это обусловлено тем, что КС должен рассматривать наиболее значимые вопросы, связанные с законодательным регулированием. Мы сегодня как раз работаем над тем, чтобы у нас был развит законодательный механизм косвенного обращения граждан через уполномоченных субъектов.

Олег
Несколько лет ведутся разговоры о введении альтернативной службы. На Ваш взгляд, нужно ли активизировать разработку соответствующего законопроекта?
Возможность замены воинской службы альтернативной предусмотрена в части второй ст. 57 Конституции Беларуси. Тем самым Основной Закон не рассматривает воинскую службу в качестве единственной и безусловной формы реализации обязанности граждан по защите нашей страны.

На необходимость принятия закона об альтернативной службе или внесения изменений и дополнений в закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", чтобы определить механизм реализации права граждан на альтернативную службу, Конституционный суд уже указывал, в частности, в 2000 году.

Но, действительно, до настоящего времени основания, условия замены воинской службы альтернативной и порядок ее прохождения на законодательном уровне не нашли своего закрепления. Однако в феврале 2010 года Президент Беларуси поручил разработать проект закона об альтернативной службе. Была создана межведомственная рабочая группа для его подготовки. Сейчас разработанный законопроект находится в Совете Министров, проходит необходимые согласования. Он может в скором времени поступить в парламент.
Семашко Петр
В прошлом году в Беларуси была принята новая Концепция национальной безопасности. Государственный секретарь Совета Безопасности Леонид Мальцев недавно заявил, что по своей важности Концепция национальной безопасности занимает второе место после Конституции? А как Вы оцениваете этот документ? Какое место он занимает в правовой системе?
Наша Конституция, в отличие от советского варианта, провозгласила человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью государства. И, конечно, обеспечить свободное и достойное развитие личности, защиту экономических и социальных интересов граждан государство может только в условиях сохранения своей независимости, территориальной целостности, незыблемости конституционного строя и суверенитета.

Концепция национальной безопасности призвана консолидировать усилия и повысить эффективность деятельности госорганов, других организаций и граждан страны по обеспечению безопасности нашей республики, защите ее национальных интересов. В этом документе сформулированы важнейшие цели и направления государственной политики, охватывающие все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства.

Концепцией предложены перспективные направления развития организационных и правовых основ обеспечения нацбезопасности. Их определяющий фактор - всестороннее совершенствование механизмов защиты конституционных прав и свобод, законных интересов личности, открытости всех сфер деятельности государства для общества. Концепция нацбезопасности - это та основа, которая позволит всем субъектам обеспечения национальной безопасности осуществлять согласованную нормотворческую и правоприменительную деятельность для решения задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с их правовым статусом.

Четкое определение целей, задач и принципов нацбезопасности, а также мер по ее обеспечению, их надлежащее правовое закрепление актом Президента необходимы для дальнейшего роста политического и экономического потенциала нашего общества и государства.

При этом надо найти разумный баланс интересов человека и государства, чтобы последнее не доминировало, а создавало условия для развития личности во всех ее аспектах. Концепция строилась именно с учетом этого и других конституционных положений, а не в отрыве от них.
Войтенков Владимир
Как относится Конституционный суд к тому, чтобы ежегодно размещать в Интернете сведения о декларируемых доходах, об имуществе государственных служащих и членов их семей, в частности лиц, назначенных на высшие государственные должности Республики Беларусь? Не ограничивают ли такие требования права и свободы этих людей и членов их семей?
Обязанность ежегодного декларирования доходов и имущества госслужащих и членов их семей предусмотрена, в частности, законами "О государственной службе в Республике Беларусь" и "О борьбе с коррупцией".

Каждое лицо, которое поступает на госслужбу, получает, с одной стороны, властные полномочия, а с другой - сталкивается с определенными ограничениями, поскольку является представителем власти.

Декларирование доходов госслужащими необходимо не просто ради праздного интереса, а для того чтобы они добросовестно, честно выполняли возложенные на них функции и не получали иных доходов, не предусмотренных порядком прохождения государственной службы.

Конституция, конечно, предусматривает право на частную жизнь. Но существуют общественные интересы, и эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от того, насколько открыто ведется эта борьба. В ряде государств звучат и принимаются предложения не просто о подаче декларации, а об опубликовании этой информации для ознакомления широкой общественности.

Нарушения конституционных норм в части требования декларировать доходы госслужащих и членов их семей не имеется, поскольку статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Так вот, борьба с коррупцией - одно из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности. Поэтому в интересах национальной безопасности и для того, чтобы госаппарат не был поражен коррупцией, необходимо, в частности, чтобы госслужащие декларировали доходы.

Закономерно также и требование для членов семей госслужащих декларировать доходы. Так как известны примеры, когда в других государствах у чиновников высокого уровня ничего нет, а у их родственников - огромное состояние.
Екатерина
Появятся ли в Беларуси омбудсмены (уполномоченные по правам человека)? Знаю, что ранее вы поддерживали инициативу по введению в нашей стране института омбудсмена?
Омбудсмен - это уполномоченный по правам человека. Во многих европейских государствах и постсоветских странах такой институт утвержден. Его еще называют парламентский защитник или народный защитник. Суть этого института заключается в следующем: любой гражданин вправе обратиться к такому уполномоченному лицу, если он считает, что его права нарушены. Вместе с тем это лицо, по существу, не наделено полномочиями разрешать вопросы, которые ставит гражданин, но уполномочено требовать от соответствующих государственных органов и должностных лиц принять все необходимые меры, чтобы была восстановлена законность и справедливость. А в случае, если были нарушены права гражданина, чтобы они были должным образом защищены. Поэтому мы, как судьи Конституционного суда, и я лично, в принципе, поддерживаем, чтобы в ближайшей перспективе в нашем государстве был введен такой институт. Это является дополнительной гарантией защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Алексеев Виктор
Как Конституционный суд Республики Беларусь расценивает события, происходящие в арабских странах, направленные на изменение государственного строя, и как подобные действия квалифицируются законодательством этих стран?
События, происходящие в странах арабского мира, являются внутренним вопросом этих государств, Конституционный суд Республики Беларусь не вправе давать им оценку.

Поэтому как председатель Конституционного суда я не вправе давать политическую оценку событиям, которые происходят в других странах. Но как юрист и специалист по конституционному праву могу сказать следующее: в любой стране надо жить по основному закону этой страны - по Конституции.

В странах, о которых идет речь, сделана попытка смены власти неконституционным путем. Моя оценка такова: надо жить по Конституции, пользоваться основными правами и свободами, выполнять обязанности, которые Конституция возлагает на граждан и организации.
Алесь
Петр Петрович! Как глава Конституционного суда и бывший генпрокурор скажите, обеспечено ли в полной мере право граждан на адвокатскую помощь? Можно ли сказать, что у всех есть беспрепятственный доступ к адвокатам? И наоборот: адвоката к клиенту?
Статья 62 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде и других организациях. То есть право на помощь со стороны адвокатов и оказание юридической помощи - это конституционное право наших граждан. Чтобы это право действительно обеспечивалось в стране, создана система адвокатуры. На данном этапе идет процесс ее совершенствования. Поставлена задача разработать новый закон "Об адвокатуре", который в полной мере обеспечивал бы доступность адвокатской помощи для граждан и получение высококвалифицированной помощи адвокатов для защиты законных прав и интересов граждан.

Конституционный суд также неоднократно в своих решениях обращал внимание на актуальные вопросы обеспечения реализации предусмотренного в статье 62 Конституции права граждан на юридическую помощь. Принятые Конституционным судом решения по указанным вопросам в основном реализованы.

Возникающие на практике вопросы относительно обеспечения рассматриваемого конституционного права в каждом конкретном случае подлежат разрешению в установленном законодательством порядке.
Сухарчик Ольга
Когда речь заходит о судах, невольно вспоминаешь фразу Чацкого из "Горе от ума": "А судьи кто?" Судьи Конституционного суда - это, можно сказать, высший пилотаж судейства. Какими профессиональными качествами должны обладать те, кто претендует на пост судьи Конституционного суда? По каким принципам проходит их предварительный отбор? Сколько судей в Конституционном суде Беларуси?
Состав КС и требования к его судьям определены на конституционном уровне. В КС входят 12 судей, 6 из которых назначает Президент Беларуси, а еще 6 - Совет Республики. Это делается на паритетной основе именно для объективного и независимого осуществления конституционного правосудия.

Требование к судьям КС одно. Они должны иметь высокую профессиональную подготовку, отличаться честностью и принципиальностью, обладать авторитетом. Решения КС основаны именно на высоком авторитете судей. Именно поэтому в состав КС у нас входят и доктора наук, и кандидаты, и люди, которые занимали высокие государственные посты или работали в правовой системе. Судье нужно обладать высоким профессиональным и жизненным опытом, чтобы высокопрофессионально и ответственно разрешать вопросы конкретных дел.
Мещерекова Рита
Как и другие белорусские чиновники, вы в последнее время часто проводите личный прием граждан, в том числе с выездом на места - на предприятия, в организации, местные исполкомы. Какие обращения чаще всего поступают от людей? Насколько эффективно, на ваш взгляд, такое непосредственное общение чиновников с людьми? Стоит ли делать такое общение системным или достаточно периодических "походов в народ"?
Очень важно общение судей Конституционного суда непосредственно с гражданами, чтобы, во-первых, убедиться, как работают конституционные нормы на практике, насколько осведомлены наши граждане о своих правах и свободах, а во-вторых, в какой мере государственные органы обеспечивают реальные условия для реализации прав и свобод граждан.

Мы практикуем регулярные выезды, проведение приемов на местах. Учитывая, что граждане не могут лично, напрямую обратиться к Конституционному суду, во время личных приемов они сообщают о некоторых вопросах несовершенства законодательства. На основании таких обращений мы анализируем проблемы, видим, что волнует граждан, и затем при осуществлении предварительного конституционного контроля тех или иных законов мы обращаем более тщательное внимание на те аспекты, которые высказаны гражданами, в том числе на приемах.

Работу по проведению личных, выездных приемов граждан, по моему убеждению, стоит продолжать. Власть не должна быть оторвана от народа. Сегодня важнейшая стратегическая задача, которая поставлена главой государства, - создание государства для народа. Потому что главным источником власти в нашей стране является народ. Он избирает главу государства, определяет основной закон страны. Власть должна все делать для народа.

Бобров Виталий, Минск: После проведения выездных приемов граждан какое мнение у вас сложилось о работе местных органов власти? Достаточно ли у них полномочий, самостоятельности, инициативности для решения проблем людей и региона? Как вы считаете, почему зачастую требуется вмешательство чиновников высокого ранга для разрешения мелких житейских проблем, типа ремонта протекающей крыши? И как изменить ситуацию?

- У людей часто возникает ряд вопросов по разрешению социальных проблем. Конечно, большинство из них должно быть решено на местном уровне. Но, к сожалению, в ряде случаев на местах из-за различных бюрократических препонов, безответственного отношения отдельных должностных лиц эти проблемы не решаются. Приезд руководителей более высокого уровня подталкивает этих лиц более оперативно, качественно выполнять свои обязанности.

Как председатель Конституционного суда хотел бы обратить внимание, что у нас есть статья 59 Конституции, которая предусматривает, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В этой норме Конституции два уровня: на высоком государственном уровне должны создаваться все условия и на всех остальных уровнях власти все органы и должностные лица должны принимать меры, чтобы реализовывались права и свободы граждан. Когда бываю в регионах, обращаю внимание руководителей, в том числе и местных органов власти, на то, что они в силу занимаемой должности обязаны предпринимать все меры для того, чтобы права граждан своевременно и полно реализовывались.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси