ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 25 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Оксана Наумчик
Как вы считаете, какие изменения могут произойти во взаимодействии Украины с другими странами СНГ после того, как украинская сторона подпишет договор об ассоциированном членстве в ЕС?
Прежде всего, я хотел бы отметить, что договор об ассоциации пока не подписан. Я не хочу делать прогнозов - время покажет. Во-вторых, как известно, Украина подтвердила свое намерение председательствовать в СНГ в 2014 году. Поэтому мы ожидаем, исходя из тех реалий, которые имеются, что произойдет активизация взаимодействия государств в основных сферах с учетом их заинтересованности в конкретных сферах сотрудничества. Это и экономика, и инновационное сотрудничество, гуманитарное взаимодействие. А интересы у всех государств СНГ есть и очень серьезные. Задача Содружества состоит в том, чтобы найти взаимовыгодные и взаимоприемлемые пути и механизмы их реализации с учетом возможностей и интересов государств.

Что касается Беларуси и Украины, то мы, как соседи, как братские народы, широко взаимодействуем по всем направлениям и будем взаимодействовать в дальнейшем. Я уверен, что подобное взаимодействие будет развиваться и между другими странами Содружества.
Федор Рассохо
Одним из важнейших мероприятий в рамках Содружества в 2013 году стал VIII Форум творческой и научной интеллигенции государств СНГ. Форум в значительной степени был посвящен экологической тематике и собрал около 500 представителей стран Содружества, Балтии и Грузии. Насколько, по вашему мнению, этот форум стал продуктивным и довольны ли вы его организацией? Какой вклад вносит это мероприятие в развитие гуманитарного сотрудничества на пространстве Содружества?
Проведение в Минске VIII Форума творческой и научной интеллигенции государств СНГ стало хорошей традицией, которая подтверждает заинтересованность государств в активизации сотрудничества в гуманитарной сфере. И проведение данного форума в Минске в год председательства Беларуси, конечно же, явилось яркой страницей и в жизни Беларуси, и в жизни Содружества. В рамках форума прошли заседания семи секций. По итогам форума принята резолюция, анализируя которую, можно утверждать, что форум позволил выделить перспективные направления развития экологического, культурного, образовательного и научного сотрудничества государств - участников Содружества, а также обозначил горизонты будущего взаимодействия СНГ с другими международными организациями. На форуме предложена и поддержана инициатива о создании при форуме творческого научного клуба ректоров ведущих вузов стран Содружества, а также была поддержана инициатива об ускорении подготовки Стратегии гуманитарного сотрудничества на пространстве Содружества. Это говорит о том, что вопрос сотрудничества в гуманитарной сфере уже находит такое глубокое понимание и дошло до того уровня, когда его желательно было бы закрепить в формате государственного документа. Я думаю, это будет сделано уже в ближайшее время. Форум - это встреча авторитетных деятелей культуры, науки, руководителей ведущих вузов СНГ, которые высказывают свою точку зрения на видение перспектив развития сотрудничества Содружества и обмениваются мнениями. Многие мнения и позиции попадают в действующие и итоговые резолюции форума, в дальнейшем прорабатываются Исполнительным комитетом Содружества, чтобы лечь в основу конкретных инициатив по продвижению сотрудничества.
Алина Конончук
Что за время председательства Беларуси в СНГ удалось сделать для повышения имиджа СНГ на международной арене и в Содружестве?

Подавляющее большинство мероприятий на поле Содружества так или иначе ориентированы именно на повышение его авторитета и имиджа. Упомяну лишь часть из них, так как было более 100 мероприятий. Например, реализован проект "Культурная столица СНГ", одно из мероприятий которого - выставка народного художника СССР А.Шилова получила большой резонанс в самом Могилеве и в Беларуси в целом.

Говоря о международном авторитете Содружества, следует отметить, что СНГ поддерживает рабочие отношения примерно с 20 международными организациями. Среди них организации системы ООН, ОБСЕ, Шанхайская организация сотрудничества, Международная организация по миграции, Совет Европы, отделения ООН в Вене и Женеве и др.

С исполнительными органами некоторых организаций установлены договорные отношения: с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН, Отделением ООН в Женеве, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества, Администрацией Международной организации по миграции и рядом других. За период с 2008 по 2013 год (первое полугодие текущего года) представители Исполкома СНГ приняли участие в более 100 международных мероприятиях различного уровня, в том числе в нынешнем году - в 14 форумах. Я бы отметил в данном контексте семинар по выполнению резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН, который прошел в Минске 15-17 января этого года. В семинаре приняли участие представители всех государств – участников СНГ, ОБСЕ, управления ООН по вопросам разоружения и др. Также хочу отметить международную конференцию "Укрепление международного сотрудничества в предотвращении терроризма", которая прошла 18–19 марта в Баку, и региональную конференцию "Перспективы устойчивого развития стран со средним уровнем дохода в СНГ, Восточной и Южной Европе" (май, Минск). Еще хочу выделить конференцию "Военные и политические аспекты европейской безопасности", которая прошла (май, Москва).

В контексте имиджа или авторитета Содружества как международной организации следует отметить, что активно осуществляются деловые контакты с профильными международными организациями и органами отраслевого сотрудничества СНГ. Это очень важно, потому что именно отраслевые органы в рамках Содружества являются той "живой плотью", которая решает конкретные жизненные вопросы взаимодействия государств в сферах, отраслях. В работе 10 межгосударственных отраслевых советов принимают участие ряд государств Европейского союза, такие как Болгария, Венгрия, Финляндия, Польша, Словакия, Чехия, Хорватия, страны Балтии. А это и есть в определенной степени имидж Содружества. Организация находится в поле зрения мировой общественности и тех государств, которые видят интерес во взаимодействии с СНГ.

Содружество Независимых Государств зарегистрировано в ООН, а это известная в мире международная организация и, конечно же, развитие интеграционных процессов на пространстве Содружества обуславливает рост, в том числе и международного авторитета.

Алла Станкевич
Важнейшим направлением работы в СНГ в 2014 году станет подготовка к юбилею Великой Победы 1945 года. Какие мероприятия в связи с этой датой в Содружестве в целом и в Беларуси, в частности? Какой вклад внесла Беларусь в подготовку к этой знаковой дате за время своего председательства в СНГ?
Сохранение исторической памяти о подвиге советского народа по завоеванию Победы в Великой Отечественной войне - одна из важнейших задач в деле патриотического воспитания молодежи. Бесценный опыт Великой Победы - это духовная основа для воспитания граждан. Это основа для нашего сотрудничества, в том числе на площадке Содружества. Поэтому в нашей стране делается все для того, чтобы и дети, и внуки, и правнуки знали о подвиге своих близких, уважали память тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу.

Беларусь уделяет большое внимание подвигу советского народа. Об этом говорит то, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, на определенные сложности бюджетного характера, завершается строительство музея Великой Отечественной войны, завершается оборудование нового здания. Планируется, что этот музейный комплекс будет открыт в следующем году. Важно, что Беларусь является одной из немногих стран на постсоветском пространстве, где в учебных заведениях изучается специальный курс по Великой Отечественной войне. Уже один этот факт говорит сам за себя. Наши учащиеся знают, каким был вклад Беларуси в общую Победу над фашизмом, а также то, сыновьями какого народа были воины-герои, отдавшие жизнь за освобождение Беларуси. Их имена увековечены в названиях улиц, скверов. Фотографии и документы бережно хранятся, в том числе и в школьных музеях. В этом контексте я бы хотел отметить открытие 11 сентября этого года в столичной средней школе №35 бюста и именного музея, посвященного герою Советского Союза Домулло Азизову, который погиб при освобождении Минска.

Мероприятие прошло при участии представителей посольства Таджикистана в Беларуси, Министерства образования, местных властей. Оно еще раз показало, какое внимание уделяется в Беларуси героям Великой Отечественной войны. К этому я добавил бы, что сейчас в СНГ завершается подготовка обширного плана мероприятий по празднованию 70-летия Великой Победы. Беларусь внесла более 40 конкретных предложений в этот план, которые посвящены социальной защите ветеранов, увековечению памяти героев. Этот план будет в ближайшее время рассмотрен на Совете глав правительств СНГ и в последующем - Советом глав государств СНГ. Документ ляжет в основу мероприятий, которые будут проводиться в государствах СНГ по подготовке и празднованию юбилея Великой Победы.
Сергей Стецко
В последнее время страны Содружества все чаще организуют престижные спортивные мероприятия международного уровня, что привлекает большое количество туристов со всего мира. Так, важное для Беларуси событие в 2014 году - чемпионат мира по хоккею. Это хорошо вписывается в концепцию следующего года Содружества, который станет Годом туризма. Как проведение подобных мероприятий работает на престиж Содружества? Ожидается ли, что страны СНГ окажут Беларуси поддержку в организации чемпионата-2014?
Проведение чемпионата мира по хоккею – большая честь и большая ответственность и для Беларуси, и для Содружества в целом. Конечно же, государства СНГ активно помогают в таких случаях друг другу. Белорусские специалисты при содействии и поддержке государств Содружества активно изучают международный опыт подготовки и проведения подобных крупнейших спортивных мероприятий, в том числе и в странах СНГ, согласовывают усилия по подготовке спортсменов, менеджеров и обслуживающего персонала, всестороннему обеспечению мероприятий и, конечно же, их безопасности. Все эти вопросы активно обсуждаются, в том числе на площадке Содружества. Государства взаимозаинтересованно обмениваются соответствующим опытом, информацией, для того чтобы такие мероприятия прошли достойно, на высоком организационном уровне.
Тамара Кравцова
Проекты межгосударственных программ, соглашений в СНГ проходят достаточно долгое согласование. Какие меры предпринимаются для того, чтобы сократить путь от разработки документа до начала его реализации?
Исполнительный комитет СНГ, безусловно, участвует в подготовке, согласовании документов. Но Исполком выступает, скорее, как площадка, где собираются для обсуждения полномочные представители государств, эксперты государств СНГ при подготовке и согласовании того или иного вопроса. В последующем наработки, которых эксперты достигают при подготовке проекта какого-либо документа, рассылаются в государства, где заинтересованные министерства, ведомства тщательно изучают проект документа, делают замечания с учетом своих интересов, подходов, согласовывают отдельные позиции. При необходимости процедура рассмотрения в Исполкоме СНГ повторяется. Эксперты еще раз собираются, согласуют позиции. Главная задача - найти взаимоприемлемые варианты. Эта процедура в СНГ четко отработана, есть правила, которые регламентируют порядок рассмотрения документов.

Помимо этих правил сроки, скорость подготовки того или иного документа определяются конкретной заинтересованностью государств в продвижении того или иного вопроса. Если интерес ярко выражен, то в течение одного экспертного заседания вопрос может быть подготовлен и вынесен на рассмотрение соответствующих уставных органов СНГ. Если не удается найти взаимоприемлемое решение по тем или иным позициям, то вопрос будет прорабатываться дальше. В СНГ предусмотрен и ускоренный режим рассмотрения вопроса - в рабочем порядке. Соответствующие проекты, не дожидаясь Совета глав правительств, Совета глав государств СНГ, рассылаются по государствам.

Сроки рассмотрения документа варьируются в зависимости от сложности. Например, вопрос о социальном обеспечении, социальной защите граждан СНГ прорабатывается уже на протяжении 5 лет. С учетом разных подходов государств в решении этих вопросов пока не удается выйти на согласованный документ. Если же судить по практике, наиболее распространенным вопросам деятельности СНГ, то это, как правило, от года до трех лет.

Кстати, в Евросоюзе по значимым вопросам процедура еще более длительная, чем у нас. Годами прорабатываются документы, прежде чем будет найден консенсус при подготовке того или иного решения. Это участь всех международных организаций. Достоинство СНГ как организации в том, что государства имеют право в зависимости от своих интересов участвовать или не участвовать в подготовке того или иного решения. Страна также может блокировать вопрос и не допустить его рассмотрения в Содружестве, но это бывает крайне редко.
Галина Филлипенко
СНГ объединяет 11 стран. Согласно последним исследованиям международного исследовательского агентства "Евразийский монитор", в 7 странах СНГ тенденция к сближению на постсоветском пространстве является не прочно выраженной, а ярко доминирующей и преобладающей (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Почему, на ваш взгляд, среди этих стран нет России, которая, по идее, должна выступать локомотивом интеграции на постсоветском пространстве?
"Евразийский монитор", как и другие исследовательские центры по изучению общественного мнения, дает порой свои оценки, не всегда подтверждая их адекватность и достоверность, ссылаясь, как правило, на ограниченность выборок, использованных в опросах. Однако есть и реальное измерение участия и заинтересованности государств в развитии сотрудничества в Содружестве - это живая статистика участия стран СНГ в инициативах государств по подготовке предложений и проектов документов для высших органов Содружества, практическом участии делегаций государств в проводимых в СНГ мероприятиях на самых разных уровнях, подписании и проведении внутригосударственных процедур и практическом исполнении документов в государствах.

По всем этим аспектам Российская Федерация всегда находилась и находится в числе лидеров и локомотивов интеграционных процессов на пространстве Содружества.
Романова Лариса Николаевна
Уважаемый Василий Павлович! Я более 50 лет работаю учителем истории, за эти годы мне пришлось работать как в Беларуси, так и в отдаленных регионах Крайнего Севера России. На пенсию я уходила, когда работала в Минске, и к моей пенсии не засчитали стаж работы на Севере. В райисполкоме по месту жительства мне ответили, что это не положено. Разъясните пожалуйста, находясь в едином экономическом пространстве, в едином Союзном государстве, могу ли я надеяться на пересмотр пенсии в сторону ее увеличения? Подскажите, куда мне обратиться за компетентным ответом? С уважением, Лариса Николаевна.
В Минске есть отделение Постоянного комитета Союзного государства. Там наверняка есть информация, какие документы в этой части по пенсионному обеспечению действуют. Я думаю, что там могут оказать помощь. Знаю много случаев, когда граждане еще Советского союза трудились в России и в последующем получили повышенные пенсии именно за счет учета в стаж лет, что они проработали в советское время. Думаю, в этом конкретном случае в рамках Союзного государства вопрос решаем.
Вячеслав Будкевич
В какую сумму обошлось Беларуси ее председательство в СНГ, особенно организация СМИД и СГГ?
Вопрос о формировании бюджета той или иной международной организации - это всегда важный и сложный вопрос. Важный, потому что без бюджетных средств сложно организовать сотрудничество и взаимодействие при проведении конкретных мероприятий. Сложный, потому что государства могут испытывать определенные трудности в экономической сфере под влиянием мировой экономической ситуации. Но, тем не менее, бюджет Содружества достаточно устойчив, государства вносят взносы пропорционально ВВП и численности населения. Такой принцип в Содружестве определен, он действует.

Белорусское председательство, конечно же, финансируется, в том числе за счет средств бюджета Содружества. В бюджете, в частности, предусмотрены средства на проведение таких мероприятий и уставных форумов, как Совет министров иностранных дел СНГ, Экономический совет СНГ, Совет глав правительств СНГ. Безусловно, председательство в СНГ предполагает для страны дополнительные расходы по проведению мероприятий. Беларусь сознательно на это пошла и успешно справляется с этими задачами.

Что касается конкретной суммы, в которую Беларуси обошлось председательство в СНГ, то ее сложно назвать. Определенные затраты предусматривались на государственном уровне, часть затрат несли местные органы власти (например, на проведение тура для делегаций стран Содружества по еврорегионам "Неман" и "Озерный край").
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси