ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 13 июня 2021
Минск Сплошная облачность +13°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Товстыко Сергей, Минск
В соответствии с договором о ЕАЭС с 1 января 2015 года всем четырем государствам-членам Союза, включая Республику Армения, следует обеспечить национальный режим доступа, в том числе в отношении госзакупок. Однако до сих пор между сторонами не обеспечено взаимное предоставление наиболее благоприятных национальных режимов доступа к государственным закупкам. Имеют место изъятия из национального режима. Каким образом комиссия может разрешать возникающие в связи с этим вопросы между странами ЕАЭС?
Действительно, государствами-членами должен обеспечиваться национальный режим в сфере государственных закупок, но и наличие изъятий из него не исключается. Договором о ЕАЭС предусмотрено право государств-членов в исключительных случаях на срок не более двух лет в одностороннем порядке устанавливать изъятия из национального режима, о чем национальный уполномоченный орган обязан уведомить ЕЭК и другие государства-члены не позднее чем за 15 календарных дней до их введения в целях проведения необходимых консультаций.

Такие консультации проводятся ЕЭК с участием заинтересованных представителей всех государств-членов по обращению сторон в случае получения соответствующего уведомления либо выявления фактов несоблюдения международных обязательств, в том числе в части национального режима.

ЕЭК вправе принять решение о необходимости отмены изъятий из национального режима в течение года со дня их принятия. Такое решение должно быть реализовано государством-членом в течение двух месяцев, в противном случае каждое из других государств-членов вправе не распространять национальный режим на государство-член, которое не выполнило решение ЕЭК.

В настоящее время в подготовлен проект порядка рассмотрения уведомлений об установлении изъятий из национального режима и принятия ЕЭК решений о необходимости их отмены.

В связи с перспективой присоединения к ЕАЭС Кыргызстана рассматривается вопрос о двухгодичном переходном периоде для него в части введения национального режима.
Базанов Александр, Минск
В 2012 году по решению комиссии в Российской Федерации были отменены изъятия из национального режима для поставщиков белорусских камвольных тканей. Какая работа по отмене государствами – членами ЕАЭС изъятий из национального режима проводилась в 2014 году?
В 2014 году по инициативе Беларуси проводились консультации в отношении постановлений Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" и от 14 июля 2014 года № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Участниками консультаций от Республики Беларусь (ОАО "Белшина" и Министерство торговли) были представлены сведения, подтверждающие отказ в допуске белорусских шин к участию в процедурах государственных закупок, проводимых в Российской Федерации в 2014 году для нужд воинских частей на основании постановления №1224. Участники консультаций сошлись во мнении, что постановлением установлены изъятия из национального режима в сфере госзакупок для товаров (работ, услуг) и поставщиков Беларуси и Казахстана с нарушением статьи 4 Соглашения о государственных (муниципальных) закупках на неограниченный срок и без уведомления об этом государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссии.

В результате российская сторона заявила о намерении устранить эти изъятия. По информации Минэкономразвития России, в настоящее время Минпромторг России с участием Минэкономразвития и МИД готовит необходимые изменения в постановление № 1224.

Что же касается изъятий по продукции машиностроения, то в результате консультаций было установлено отсутствие непосредственного запрета на допуск белорусской и казахстанской продукции машиностроения к российским закупкам. Вместе с тем, по мнению участников консультаций от Беларуси, постановление № 656 установило определенный барьер для белорусских и казахстанских субъектов хозяйствования при участии в государственных закупках продукции машиностроения, так как право выдачи соответствующих актов экспертизы предоставлено только Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Однако предложений по поводу продолжения консультаций пока не поступало.

21 января 2015 года состоялись консультации по ряду распоряжений российского правительства, установивших обязательное требование о закупке тканей для производства вещевого имущества, поставляемого по линии государственных закупок, у ООО "Брянский камвольный комбинат". В связи с тем, что российская сторона не предоставила обоснование необходимости такой поддержи комбината, участники консультаций не пришли к единому мнению и решили вынести этот вопрос на заседание Консультативного комитета по конкуренции и антимонопольному регулированию, ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам, которое состоится 27 февраля.

При этом Минэкономразвития России предложено направить в Минторг Беларуси, Минфин Казахстана и ЕЭК обоснование необходимости поддержки комбината и в месячный срок внести в правительство предложения по устранению изъятий из национального режима в отношении камвольных тканей. Также рекомендовано в дальнейшем при подготовке актов, направленных на поддержку отечественных производителей, принимать во внимание решение Высшего Евразийского экономического совета, касающееся координации национальных промышленных политик Беларуси, Казахстана и России.
Роговцева Ирина Сергеевна, г.Выборг
Договором о ЕАЭС предусмотрено, что участие потенциальных поставщиков в закупках может быть ограничено на основании сведений, включенных в Реестр недобросовестных поставщиков. Ведутся ли такие реестры, и как много поставщиков включено в них?
Да, в Беларуси, Казахстане и России такие реестры есть.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются на два года, как правило, сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения договора, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам. Основанием для включения в реестр может быть решение суда и (или) национального контролирующего органа. При этом лицо, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать такое решение в судебном порядке.

Информацию о лицах, включенных национальный реестр недобросовестных поставщиков, можно найти на национальных веб-порталах государственных закупок: icetrade.by (Беларусь), goszakup.gov.kz (Казахстан), zakupki.gov.ru (Россия).

Согласно данным, размещенным на этих веб-порталах по состоянию на 9 февраля 2015 года, реестр недобросовестных поставщиков России содержит 2382 поставщика, Казахстана – 5430, Беларуси – только два поставщика.

В Беларуси и Казахстане заказчики обязаны не допускать к участию в государственных закупках лиц, сведения о которых включены как в национальный реестр недобросовестных поставщиков, так и в соответствующие реестры Казахстана и России. Казахстанские заказчики также обязаны ограничивать доступ лиц, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

В России право допускать или не допускать таких поставщиков к участию в госзакупках предоставлено заказчику.
Гордиевич Игорь, Минск
Какую долю в общем объеме стоимости государственных закупок государств-членов составляют госзакупки, осуществляемые в электронном формате?

По данным за 2013 год, доля электронных закупок в Беларуси, России и Казахстане составила около 42%, а в 2015 году должна достигнуть 60% с учетом внедрения в практику государственных (муниципальных) закупок России электронных конкурсов.

Важно отметить, что с 2015 года в России, Беларуси, Казахстане и Армении должно быть обеспечено 100% размещение информации о закупках (извещения, протоколы, результаты, сведения о договорах). По данным за 2013 год, доля государственных закупок, сведения о которых размещались на национальных веб-порталах государственных закупок, в общем объеме стоимости госзакупок государств-членов составила 51%. В настоящее время комиссия приступила к мониторингу выполнения государствами-членами взятых на себя в соответствии с Договором о ЕАЭС обязательств, касающихся государственных закупок, в том числе требований о размещении информации о госзакупках.

Сергей, Могилев
Данные статистической отчетности Республики Беларусь содержат сведения об участии российских и казахстанских поставщиков в государственных закупках Беларуси. Располагает ли Евразийская экономическая комиссия аналогичными сведениями по участию в госзакупках России и Казахстана? Как оценивается объем рынка государственных закупок государств ЕАЭС, включая Армению?
Системно такие сведения в Казахстане и России на данном этапе не собираются. Однако решением Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2014 года утвержден перечень статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой комиссии уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС, в числе которых показатели, характеризующие доступ поставщиков государств-членов к соответствующим рынкам государственных закупок. Такую статистику страны ЕАЭС начнут предоставлять уже в 2015 году.

Кроме того, во втором квартале текущего года на рассмотрение Коллегии ЕЭК планируется внести проект рекомендаций по гармонизации статистических показателей в сфере госзакупок.

В настоящее время комиссия располагает данными Ассоциации электронных торговых площадок, согласно которым в 2011-2014 годах в государственных закупках России активно участвовали такие белорусские поставщики, как ОАО "Минский завод гражданской авиации № 407" (23 договора) и ООО "Ассомедика" (417 договоров), а также казахстанские - ГККП "Спортивно-оздоровительный комплекс "Байшешек" (26 договоров) и ТОО "ИК-Брокер" (13 договоров).

По оценке за 2013 год, объем рынка государственных закупок России составил $250,4 млрд., Казахстана - $9,3 млрд., Беларуси - $5,1 млрд., Армении - $1,2 млрд.
Ермолова Татьяна Евгеньевна, Минск
По имеющейся информации, субъект хозяйствования РФ при продаже субъекту хозяйствования РБ предлагает цену товара на 30- 40% выше, чем субъектам хозяйствования РФ. Насколько будут обоснованны претензии субъекта хозяйствования РБ, и каков оптимальный алгоритм отстаивания интересов о недопущении дискриминации по ценовому фактору, в т.ч. через призму основных положений ВТО?
Из вопроса неясно, в отношении какого товара или на каком товарном рынке происходит ценовая дискриминация. С доказательствами, подтверждающими ценовую дискриминацию, в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на трансграничных рынках, в случае если в действиях субъекта РФ имеются признаки злоупотребления доминирующим положением или антиконкурентных соглашений, хозяйствующий субъект вправе обратиться в Евразийскую экономическую комиссию. Комиссия рассмотрит заявление, для установления признаков нарушения общих правил конкуренции начнет расследование и возбудит дело о нарушении общих правил конкуренции. В случае установления факта нарушения комиссия примет меры в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 350-44-47

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси