ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 7 мая 2024
Минск +6°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Ставят ли сейчас преподаватели перед собой задачу "научить учиться" растущее поколение?
Журавков Михаил Анатольевич

Это, наверное, самая главная задача. Я считаю, что в настоящее время задача научить ребенка, а потом студента учиться является основной. Ведь за последние 100 и даже больше лет человек сильно не поменялся. Его способности - и умственные, и физические - остались теми же, а объем информации вырос в десятки раз. Поэтому человек по большому счету может столько, сколько и раньше. Научить его правильно учиться, рассказать ему, где добыть знания, какие знания, - это самое главное. Когда был юбилей в БГУ и присутствовали несколько академиков, в том числе Алферов, мы в кабинете у ректора завели разговор об образовании. Алферов сказал, что на первой лекции, когда разговаривает со студентами, объясняет им: все, что он рассказывает, записывать не надо, это можно найти в учебниках, монографиях, статьях, а его задача - рассказать, в какой книге это лучше всего взять.

Кирилл Бескоровайный, Минск
Вам, как главному человеку в образовании страны, не обидно, что все абитуриенты хотят стать программистами, а в педагоги набирают двоечников по остаточному принципу? Реально ли переломить эту практику, которая ведет к разрушению всей системы образования? Спасибо.
Журавков Михаил Анатольевич

Естественно, в первую очередь должна быть предрасположенность у человека к тому, чтобы стать педагогом, и талант преподавать. Это самое главное. Но не всегда ведь талантливый ученый может быть хорошим преподавателем. Все мы, кто учился в школе, в университетах, могут привести такие примеры, когда выдающийся ученый не может донести свои мысли до студентов и учеников. То есть важен талант преподавателя, учителя и, естественно, глубокие знания предмета. На одном таланте не уедешь. Это должно совмещаться. Хороший ученый не всегда хороший педагог, а хороший педагог знает свой предмет на высоком уровне. В университетах педагог еще должен быть и хорошим ученым.

Елена Агейчик, Горки
В прошлом году Министерство образования разрешило поступать в педвузы отличникам и медалистам без вступительных испытаний. Будет ли такая льгота предоставлена поступающим в сельскохозяйственные вузы на остродефицитные специальности агрономического и зооинженерного профиля?
Журавков Михаил Анатольевич

В этом году льгота при поступлении на педспециальности без экзаменов для школьников, которые имеют золотую или серебряную медаль, остается. Мы много беседовали с ректором нашего минского педагогического и других педуниверситетов. Они с удовлетворением отмечают, что это подействовало - пришли хорошие, крепкие по знаниям абитуриенты, которые льготой воспользовались. Поэтому ее мы сохраняем.

Определенные льготы на сельскохозяйственные специальности, как и в прошлом году, также останутся. То есть балл централизованного тестирования по профильным предметам при поступлении в вузы сельскохозяйственного профиля будет ниже, чем в другие университеты. Так, минимальный балл, который должен набрать абитуриент, - не ниже 5.

Валевич Виктория, Минск
Какую школу посетит в этом году на выпускной бал министр образования?
Журавков Михаил Анатольевич

Я пока не знаю, честно. Меня еще не приглашали, но была мысль поехать в свою школу - №3 города Солигорска. В эти выходные я был на даче, а когда приехал домой, позвонила мама и говорит: "Я забыла тебе сказать. Тут приходили из твоей школы девушки, можно сказать фан-клуб. Они тебе что-то приготовили собственными руками и очень ждут тебя в гости". Может быть, и съезжу.

Баравікова А.І., Пінск
Растлумачце, калі ласка, якія прывілеі будуць мець пры паступленні ў гэтым годзе пераможцы рэспубліканскай алімпіяды па грамадазнаўстве?
Романюк Сергей

Правила приема в этом году не изменяются, правила в соответствии с указом Президента №80 приняты, сам текст Правил поступления в высшие учебные заведения, точнее учреждения высшего образования, не меняется вообще. Весь перечень льгот, который был в прошлом году, один к одному и в этом году. Он не предусматривал льготу. Льгота эта касалась только получения 100-балльной отметки.

Гуркова А.А., Мінск
Ёсць праблема! Дапамажыце дзецям! Як можна змяняць правілы паступлення за месяц да іспытаў? Гэта ж здзек натуральны. БДУ, геаграфічны факультэт. Фактычна два апошнія школьныя гады вучань рыхтуецца да ЦТ. Больш увагі ўдзяляе тым прадметам, якія патрабуе вышэйшая ўстанова. Тыя, хто адкладвае выбар на апошні момант, рызыкуюць. Тым больш рэгістравацца на ЦТ можна толькі на тры прадметы. Цяпер уявіце сабе, што школьнік спакойна рыхтуе выбраны прадмет на працягу двух гадоў і раптам…выходзіць пастанова Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта, якая змяняе правілы. Цяпер пры паступленні на геаграфічны факультэт БДУ на спецыяльнасці "геаінфармацыйныя сістэмы" і "геалогія і разведка карысных выкапняў" замест геаграфіі трэба здаваць фізіку. Малады чалавек, які выбраў гэту спецыяльнасць, апынуўся перад выбарам: у шалёным тэмпе рыхтавацца да фізікі альбо шукаць іншую спецыяльнасць. Што рабіць?
Романюк Сергей

Я все-таки выделю два момента в этом вопросе. Первое, некорректно сформулирован вопрос в части того, что поменялся профильный экзамен. На самом деле ни один профильный экзамен с 1 июля 2014 года, когда было принято соответствующее постановление, не менялся. Поэтому вопрос нужно было сформулировать так: а что же произошло с этой географией? БГУ отказался от этой специальности. Вот в чем проблема, и человек не знал об этом. А БГУ, видимо, не продумал ситуацию, что будут абитуриенты, которые готовились к специальности. Я попытаюсь вывести в более правильное понятийное русло саму постановку этого вопроса. Изначально перечень профильных экзаменов не менялся. Исчезла специальность "география", на которую был профильный экзамен география, БГУ эту специальность аннулировал. Появилась специальность "геоинформационные системы" в другом профиле образования, на которую нужно сдавать уже физику. Вот что сделано было. Естественно, есть молодые люди, которые готовили географию, возможно даже проходили олимпиаду, стали победителями. Эта специальность исчезла, значит есть два варианта развития событий. Либо они поступают на другую специальность, где есть предмет география как вступительный, но некоторые не хотят этого делать, поскольку это не геоинформационные системы, а другая география. Чаще всего она связана с педагогическим профилем. Вероятно, этот молодой человек категорически не хочет быть связанным с педагогикой. Мы пришли к выводу, что нужно в части, касающейся этой специальности, внести изменения в классификатор повторно. Скажем, снова сделать возможным набор на эту специальность в 2015 году. Еще раз: если "геоинформационные системы" - сдавать физику надо. Назад возвращаем специальность "география (геоинформационные системы)", и там нужно будет сдавать географию. Именно для набора 2015 года мы вернем ситуацию.

Алена, Магілёў
У сувязі з пераходам старшай школы на профілі і конкурсным адборам у 10-я класы, ці будзе праводзіцца дадатковы допуск у 10-я класы гімназій?
Уклейко Светлана

Прием сейчас осуществляется без всяких вступительных испытаний. Что касается дополнительного набора для учащихся других учреждений, то есть если это не переход из гимназии в гимназию, то дополнительный набор осуществлялся, и ничего там не изменилось. С 6-го класса по 11-й на свободные места набор всегда был. Вакантные места появляются в зависимости от того, какие контрольные цифры были установлены учредителем. Здесь ничего не изменилось. Только нужно понимать, что этот дополнительный набор регулируется уже не на уровне Министерства образования, а на уровне управления образования облисполкома в регионах. Если это Минск, то в комитете образования Мингорисполкома. Они собирают информацию, где есть свободные места, на сайтах информация вывешивается, ничего нет закрытого, они готовят вопросы, задания и другое.

Ольга Сухман, Лунинец
В нашей стране с советских времен сложилась практика организации выпускных экзаменов в школе, когда родители готовят цветы для всех экзаменаторов, накрывают столы (конфеты, бутерброды, вода и т.д.). Это и хлопоты, и дополнительные расходы для родителей, которым еще предстоят серьезные траты на сам выпускной. Зачем это нужно? И почему, если это так необходимо, это делается за счет родителей? Давайте тогда предусматривать расходы на организацию выпускных экзаменов в бюджете, туда же закладывать часть расходов на проведение выпускных вечеров. И как это организовано в других странах?
Уклейко Светлана

Это как раз тот случай, когда традиция не понятно откуда возникла и как создавалась. Этого в принципе нельзя делать. И не надо ходить за опытом в другие страны. У нас в республике уже достаточно много учреждений, которые у себя эту ситуацию принципиально оговаривают. Это работа учителя, администрации, прописанная должностными обязанностями, правилами внутреннего трудового распорядка. Все происходит в рамках рабочего времени. На это не только не надо предусматривать деньги, эту ситуацию надо искоренять. К нам поступают, к сожалению, такие обращения. Хотя нужно отдать должное: за последнее время их становится меньше.

Олеся Юрьевна, Орша
Когда поменяют систему критериев, по которым школы относят к гимназиям? Не кажется ли вам, что количество выигранных олимпиад не может быть основным показателем и стоит ввести независимый от Минобразования аудит?
Уклейко Светлана

Критериев, по которым они переходят в гимназии, Министерство образования не устанавливает. Решение о том, будет ли это учреждение гимназией (изменение вида "из школы в гимназию" или наоборот; в последних два года были единичные случаи, когда наоборот лицеи стараются перейти в гимназию), принимается на уровне местных распорядительных органов. Речь идет только о согласовании с Министерством образования. В этом согласовании нет единственного критерия, в том числе "только по победителям республиканской олимпиады", поэтому здесь либо какое-то недоразумение на местном уровне власти или на уровне отдела образования местного исполкома - районного или городского. Решение принимает учредитель учреждения образования. Министерство только согласовывает. Поэтому здесь критериев таких нет.

Галуза Іван, Мінск
Выпускнікі базавай школы паступаюць цяпер у сярэднія спецыяльныя навучальныя ўстановы ўвогуле без экзаменаў (за выключэннем спецыяльнасцей, дзе прадугледжаны творчы экзамен). Конкурс ажыццяўляецца па сярэднім бале пасведчання аб агульнай базавай адукацыі. Але ж школьныя адзнакі не заўсёды з'яўляюцца аб'ектыўнымі. І тая ж "дзясятка", выстаўленая ў адной школе, не роўная вышэйшай адзнацы, выстаўленай у іншай школе. Калі, нарэшце, на выхадзе з базавай школы будзе праводзіцца незалежная ацэнка ведаў выпускнікоў?
Уклейко Светлана

В плане выставления отметки в свидетельстве об общем базовом образовании, выданным разными учреждениями образования, могу сказать следующее. Итоговая отметка выставляется не просто по итогам экзамена, которая, безусловно, влияет. Но если это разница в балл, то, как правило, право, конечно, есть: либо поставить отметку по экзаменационной либо по годовой. Но когда разница между годовой и экзаменационной отметкой в два балла, то выставляется среднее арифметическое. Бывают единичные случаи, когда разбежка бывает большая, причем она может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

А что касается независимой аттестации за 9-й класс, то мы над этим работаем. В этом году проводили эксперимент на базе отдельных учреждений образования. В каждом регионе было взято по два учреждения. Причем проводили его именно в течение учебного года, чтобы не было дискомфорта детям при сдаче экзаменов, чтобы не было никаких сложностей. Апробировали, как на уровне района, города организовать эту независимую аттестацию, так и само содержание экзаменов. Здесь отрабатывались разные варианты. Эксперимент проходил в два этапа: в первом полугодии по двум предметам и по двум предметам во втором полугодии. Сейчас тщательно анализируем результаты. Причем анализируем не столько то, что видели на своем уровне, поскольку во всех учреждениях присутствовали специалисты национального института образования. Мы анализируем и все те вопросы, замечания, пожелания, предложения, которые поступили с мест - от учителей, председателей комиссий, начальников отделов образования, директоров школ. Говорить, что со следующего года введем независимую аттестацию, мы не будем, потому что это шаг очень серьезный, вопрос нужно проработать.

Елизавета, Кировск
Если в профильном классе будет недобор, его расформируют?
Уклейко Светлана

Сейчас готовим письмо. До 1 мая оно будет доведено до сведения всех заинтересованных и размещено у нас на портале Министерства образования об организации профильного обучения. Там мы разные модели профильного обучения прописываем. Варианты ведь могут быть такие. У школы сложились свои традиции и может быть одно направление. Есть кадры, есть материальная база. Школа может работать по нескольким направлениям одновременно. Возможно, что в классе часть детей будет по какому-то направлению обучаться, а часть детей на базовом уровне будет изучать все предметы. Это чисто технический вопрос заместителя директора составить расписание. Группа в пять человек пошла на физику с повышенным уровнем, все остальные изучают физику на базовом уровне. Такое даже возможно, когда классов несколько, то есть из разных классов. В чистом виде классно-урочная система в больших школах (и даже маленьких) может себя потерять. Могут быть своеобразные объединенные группы по предметам. Это все вполне возможно.

Шитько Валентина Александровна, Минск
Хорошо, что в школьную программу возвращается предмет "Отечественная и мировая художественная культура". Однако важно, чтобы учебники и пособия были высокого качества как по содержанию, так и по исполнению. Ведь этот предмет можно интересно преподавать, а можно скучно и формально. Каких специалистов привлекаете к разработке, какие мультимедийные возможности закладываете и как готовите преподавателей?
Уклейко Светлана

Для ведения этого предмета осуществлялась подготовка преподавателей. Буквально на днях мы общались со многими руководителями. Кадры есть. Готовы подключиться и наши вузы, которые готовят специалистов-педагогов. Возможна и переподготовка. Что касается учебника и содержания в целом этого предмета, то это вопрос, конечно, очень серьезный. В национальном институте создана рабочая группа, привлечены специалисты разной категории. Сейчас они над этим серьезно работают. Думаю, до конца учебного года вопрос будет уже известен. Мы, как правило, с июня публикуем методические письма о преподавании каждого предмета. А что касается мультимедийных средств использования, то национальный институт тоже работает над этим. Наборы самых разных средств, информационно-образовательных ресурсов будут размещены на портале национального института.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси