ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 16 мая 2021
Минск Ясно +11°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
В последнее время МНС активно развивает дистанционные формы обслуживания клиентов, в частности, личный кабинет плательщика. Сколько белорусов уже зарегистрировали свой личный кабинет? Какие функции там есть сейчас и какие планируется добавить в ближайшее время?
Наливайко Сергей Эдуардович

Развитию удаленного взаимодействия налоговых органов с населением уделяется большое внимание. На сегодняшний день к личному кабинету плательщика подключены почти 100 тыс. индивидуальных предпринимателей и около 250 тыс. физических лиц. Используя личный кабинет, можно осуществлять различные операции, среди основных - подача декларации, сверка расчетов, выяснение задолженности, направление запросов - причем в свободной форме, неформализованное.

Для физлиц взаимодействие посредством личного кабинета строится не через электронно-цифровую подпись, а через введение логина и пароля. Для этого физическому лицу необходимо посетить любую налоговую инспекцию с паспортом, получить логин и пароль, активировать личный кабинет. После этого человек сможет без посещения налоговых органов осуществлять с ними взаимодействие, подавать декларации.

При помощи личного кабинета можно осуществлять 9 из 24 административных процедур. Активно работаем над тем, чтобы расширить функционал как для субъектов хозяйствования, так и для физлиц. Акцент ставится на том, чтобы это было просто, понятно, удобно. Планируется сделать возможным актуализацию персональных данных для физических лиц в личном кабинете. Например, при смене места жительства. Эта информация, пройдя проверку через госрегистр населения, будет обновляться и сохраняться.

В личном кабинете также можно получить уведомления от налоговых органов. Есть возможность настроить систему таким образом, чтобы извещения о сумме платежей приходили не только в личный кабинет, но и на электронную почту. Таким образом, активно работаем над развитием функционала. Мы заинтересованы, чтобы как субъекты хозяйствования, так и физлица использовали эти механизмы взаимодействия.

Максим Гаврилов, Гродно
Совсем недавно в СМИ широко обсуждалась ситуация с выплатой налога на гуманитарную помощь, оказанную белорусским евреям. Как вы прокомментируете эту ситуацию? Может, назрела необходимость отменить налог на гуманитарные услуги?
Наливайко Сергей Эдуардович

Что касается гуманитарной помощи, то основным проводником государственной политики в этой сфере у нас является Департамент по гуманитарной деятельности при Администрации Президента. Если говорить о ситуации, которая недавно обсуждалась в обществе, на мой взгляд, она несколько раздута. Есть четкий порядок, регламент освобождения гуманитарной помощи от налогообложения. Субъекты хозяйствования, которые входят на рынок, очень четко просчитывают затраты, в том числе и по налогообложению. Точно так же и здесь - любой субъект хозяйствования, который начинает осуществлять деятельность, должен ознакомиться с законодательством, которым регламентируется та сфера, в которой он собирается работать. Организации, о которых шла речь, не первый год занимаются такой деятельностью, но почему-то раньше такого вопроса не возникало. Значит, они знают, что нужно сделать, чтобы эта гуманитарная помощь не облагалась, в частности, подоходным налогом.

Есть четкий порядок, когда гуманитарная помощь освобождается от налогообложения. У нас, в общем-то, почти вся гуманитарная помощь освобождается, но именно те суммы, которые направлены на гуманитарную помощь. Если средства направляются на хозяйственную деятельность этих организаций - тогда они подлежат налогообложению в общем порядке.

Корр. БЕЛТА
В Беларуси в ближайшее время должен быть принят пакет документов по упрощению условий ведения бизнеса. Один из этих документов предусматривает создание в стране института налоговых консультантов. Какова глобальная цель появления этого института? Как лично Вы относитесь к появлению новых игроков в сфере налогообложения? Достаточно ли в стране квалифицированных специалистов, которые могли бы давать компетентные консультации? Расскажите подробнее про механизмы защиты клиента при некачественном оказании услуг налоговым консультантом.
Наливайко Сергей Эдуардович

В пакете документов по упрощению условий ведения бизнеса представлен проект документа по созданию в стране института налоговых консультантов. На наш взгляд, это еще один шаг на пути к выстраиванию цивилизованных отношений между налоговыми органами и субъектами хозяйствования. Налоговый консультант - это тот посредник, который компетентен, грамотен, профессионален, обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для взаимодействия с налоговой службой.

Внедрение института налоговых консультантов - это мировая практика. При разработке проекта документа мы совместно с экспертами, в том числе зарубежными, брали за основу опыт немецких коллег и базировались на опыте Германии.

На наш взгляд, создание института налоговых консультантов снимет ряд проблемных вопросов. Это будет важно как для налоговых органов, та и для налогоплательщиков. Налоговые консультанты будут заниматься вопросами взаимодействия с налоговой службой, и этот механизм однозначно не усложнит работы субъекта хозяйствования. Это будет просто еще один способ взаимодействия с налоговой службой наряду с бухгалтерской службой предприятия, аудиторской, юридической компаниями, появление налоговых консультантов будет дополнительным каналом взаимодействия.

Принципиальное отличие налоговых консультантов от обозначенных схем взаимодействия - это страхование ответственности консультантов. Риски ошибок будут застрахованы. Если при консультации были допущены ошибки, то штрафы, пени будет возмещать налоговый консультант. На наш взгляд, для субъекта хозяйствования появляется еще одна возможность удобного взаимодействия с налоговой.

Стоимость услуг налоговых консультантов будет определять рынок. Сегодня очень разнятся цены на аудиторские, юридические услуги - все зависит от профессионализма, грамотности, ответственности специалиста. Уже две пилотные группы прошли обучение, на получение этой специализации очень большой спрос. По нашим оценкам, порядка тысячи налоговых консультантов на первом этапе должно появиться в стране. Когда будет подписан документ, начнется более активный набор в последующие группы для подготовки специалистов. Надеемся, что в текущем году этот документ будет подписан, и в течение двух-трех лет мы выйдем на обозначенную мной цифру. На наш взгляд, это оптимальная цифра. Но если будет спрос, их будет больше. Никто не будет искусственно регулировать их количество.

Корр. БЕЛТА
Белорусские депутаты не так давно предлагали повысить возрастной порог для посещения игорных заведений. Поддерживает ли МНС подобную инициативу?
Наливайко Сергей Эдуардович

Деятельность в сфере игорного бизнеса, безусловно, является социально опасной, т.к. она связана с таким негативным проявлением, как игровая зависимость.

Для нивелирования негативного воздействия азартных игр на население принят ряд мер: установлен запрет на допуск в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста, введен механизм самоограничения в посещении игорных заведений, расположенных на территории Беларуси, в ближайшее время (с 28 августа 2017 года) вступят в силу нормы, позволяющие ограничивать в посещении игорных заведений и участии в азартных играх по решениям судов по заявлениям членов семьи и иных лиц.

МНС как органом госуправления, реализующим государственную политику в сфере игорного бизнеса, принимаются все меры, направленные на защиту населения республики от негативного влияния игорного бизнеса. Понимая важность поднятого вопроса, МНС поддерживает предложение по увеличению возрастного порога для посещения игорных заведений и установлению запрета на допуск в игорное заведение лиц, не достигших 21-летнего возраста.

Корр. БЕЛТА
Весной ведомство выносило на общественное обсуждение предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты в сфере игорного бизнеса. Какие предложения вы получили и что конкретно предлагаете изменить?
Наливайко Сергей Эдуардович

Мы получили ряд предложений. Хочу остановиться на тех изменениях, которые, на наш взгляд, необходимо поддержать. Одно из главных - увеличение возрастного ценза для посещения игорных заведений с 18 лет до 21 года. Это принципиальная вещь и абсолютно правильное предложение, которое мы полностью поддерживаем.

Также мы планируем, что будет отменена регистрация игорного оборудования в налоговых органах. Вместо этого она будет осуществляться в Мониторинговом центре по игорному бизнесу. Объекты налогообложения будут подлежать учету в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса. Будет установлен запрет на использование для проведения или организации азартных игр игрового оборудования, не состоящего на учете в СККС, а также нахождение в игорном заведении игрового оборудования, не принадлежащего организатору азартных игр на праве собственности (хозяйственного ведения). За нарушение указанного запрета предполагается установить административную ответственность в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере до 50 базовых величин. В связи с тем, что введение механизма учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес посредством СККС потребует значительной доработки программного обеспечения, срок вступления в силу изменений и дополнений предложено установить с 1 января 2019 года.

Кроме этого, если субъект хозяйствования, занимающийся игорным бизнесом, будет осуществлять деятельность менее 15 календарных дней в налоговом периоде, то предлагается предусмотреть уменьшение ставки налога на игорный бизнес на 50%. В большинстве случаев такое нововведение коснется организаторов азартных игр, которые открывают бизнес, проводят покерные турниры, модернизируют игровое оборудование, устанавливают новые объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, либо производят их ремонт.

По результатам общественного обсуждения также учтено предложение субъектов хозяйствования о пересмотре ставки государственной пошлины за выдачу дубликата специального разрешения на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, исходя из фактически понесенных лицензирующим органом затрат на осуществление этого юридически значимого действия. Так, сейчас ставка государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии составляет 250 базовых величин. Поскольку такой размер не соизмерим с действием, которое осуществляет лицензирующий орган, МНС предлагается установить ее в размере 50 базовых величин.

Корр. БЕЛТА
Как в целом будет развиваться политика МНС в части налогообложения игорного бизнеса?
Наливайко Сергей Эдуардович

Политика министерства в отношении данного вида бизнеса на протяжении многих лет остается неизменной. Ее можно охарактеризовать следующим образом: игорному бизнесу быть, но под жестким контролем государства. Все наши шаги на протяжении многих лет последовательно направлены именно на это. Субъекты хозяйствования должны осуществлять свою деятельность под жестким контролем, учитывая, что это не совсем социально безопасный вид деятельности. Поэтому существуют такие моменты, как единый список самоограничившихся, обязательный вход по паспортам в игорные заведения.

Кстати, если говорить о налогообложении, то, по нашему мнению, на следующий год не стоит ставки налога за объекты игорного бизнеса ни увеличивать, ни индексировать. Мы будем выступать с таким предложением, чтобы не ухудшать условия деятельности субъектов хозяйствования, поскольку в настоящее время игорный бизнес переживает не самые лучшие времена. Таким образом, учитывая общую экономическую ситуацию, в том числе доходность использования объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, по мнению МНС, в 2018 году как минимум не стоит повышать фиксированные ставки налога на игорный бизнес, а также индексировать их.

Влад Ковалевский, Минск
В Беларуси еще весной заморозили декрет №3 и обещали скорректировать его. С тех пор о нем ничего не слышно. Когда будет опубликован измененный декрет и можно ли ждать, что его вообще отменят?
Наливайко Сергей Эдуардович

По требованию Президента декрет №3 концептуально пересматривается. Основной упор делается на содействии в трудоустройстве тем, кто хочет трудоустроиться, на ресоциализацию людей, ведущих асоциальный образ жизни. Будут предприняты все меры по трудоустройству человека, его вовлечению в нормальный процесс взаимодействия с государством. Вести речь о конкретных изменениях в декрет №3 можно будет после его принятия.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 350-44-47

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси