Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Дипломатия искусства

08.06.2016 | 12:00 - 13:00

С 11 по 18 июня в третий раз состоится международный фестиваль "Балетное лето в Большом". Поклонники танца увидят на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси несколько премьерных спектаклей, лучшие классические и современные постановки с участием звезд мирового балета и белорусских артистов.

Откроет фестиваль премьера балета Полада Бюльбюль оглы "Любовь и Смерть" в постановке белорусского хореографа Ольги Костель. Литературной основой балета послужил созданный более 1300 лет назад выдающийся памятник древнетюркского эпоса "Китаби Деде Коркуд", включенный в Список нематериального духовного наследия ЮНЕСКО. Композитор называет эту работу главным трудом своей жизни.

О музыке и театре, об искусстве и дипломатии, о творческих планах и интересных проектах расскажут гости БЕЛТА во время онлайн-конференции.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 8 июня после 12.00 по мере готовности.

Участники:

Полад Бюльбюль оглы Композитор, певец, актер, общественный и политический деятель
Владимир Гридюшко Гендиректор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
Лента новостей
Все новости
КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Уважаемый Полад Бюльбюль оглы! Какие ассоциации у вас связаны с Минском?
Бюльбюль оглы Полад

Каждый приезд в Минск - это праздник. Причем это так еще с советского времени. Будучи артистом, я много гастролировал в Беларуси - не только в Минске, но и в Бресте, Барановичах, Пинске. Даже в советское время, когда мы приезжали в какой-то город, чувствовались порядок, чистота, дисциплина. Приходишь в зал - инструмент всегда настроен, занавес работает, в комнате для артиста чисто, уютно. Это такие характерные черты белорусского народа - аккуратность, чистота, гостеприимство.

В Минске я работал и давал концерты во Дворце спорта, даже какие-то случайные знакомства, как это бывает после концерта, потом перерастали в дружественные отношения. Здесь у меня очень много друзей. Конечно, в 90-е годы, когда развалилась огромная страна, когда развалились устои, по которым мы жили, было сложно найти свое место в новых взаимоотношениях, которые тогда еще только выстраивались, и как все будет, еще никто не знал.

Так совпало, что в Минске где-то в середине 1990-х состоялась встреча интеллигенции. Это была первая такая встреча после развала страны, она была очень ностальгической. Встретились люди творчества, которые давно друг друга не видели, и им было что сказать. Тогда стали нащупывать, как быть. Стали думать, что, возможно, надо создавать какую-то общественную организацию, чтобы можно было контактировать, не терять связи. Потом по долгу службы, как министр культуры Азербайджана, я бывал в Минске на различных мероприятиях.

В этот раз я приехал по очень хорошему, светлому поводу, большому событию в моей жизни: Национальный академический Большой театр оперы и балета решил поставить мой балет, который называется "Любовь и смерть". Он написан по древнему эпосу "Китаби Деде Коркуд". Из эпоса я взял общечеловеческие чувства - любовь, ненависть, дружбу, предательство, ответственность, любовь к своей родине, своей земле - такие общие философские понятия. Молодая балетмейстер Ольга Костель взялась поставить балет. К слову, у вас замечательный директор театра оперы и балета - господин Владимир Гридюшко. С ним у нас давние дружеские взаимоотношения.

Корр. БЕЛТА
Какие отзывы имеет белорусский балет в Азербайджане?
Бюльбюль оглы Полад

Белорусскую оперу и балет в Баку знают и любят.

Здесь мне бы хотелось сказать вот еще о чем. В наше время коллектив балета это 100-120 человек, плюс декорации. Хорошо, что между Азербайджаном и Беларусью нет визового режима. Но когда нужно отправляться в другие страны, где необходимо оформлять визы, это приносит дополнительные сложности. Выехать на гастроли довольно непросто.

Тем не менее гастрольная жизнь продолжается, несмотря на то, что все дорого: и билеты, и гостиницы, и поездки. Считаю, что коллективам нужно находить спонсоров, материальные возможности для гастрольной деятельности. Глубоко убежден, что культура способствует расширению связей между народами. В этом я убедился, будучи артистом, затем министром культуры Азербайджана. Я сам всегда был в контактах, поездках. Мне кажется, это очень важно, потому что любая культура в самоизоляции не будет развиваться. В культуре всегда должна быть возможность себя показать, мир посмотреть, посмотреть реакцию на тебя другой культуры. Вот это и называется взаимодействие, взаимопроникновение.

Корр. БЕЛТА
Как родилась идея поставить балет "Любовь и Смерть"? Не было ли перед началом работы над проектом, скажем так, своеобразной творческой тревоги, ведь известно, что уважаемый Полад Бюльбюль оглы называет "Любовь и Смерть" главным трудом своей жизни?
Гридюшко Владимир Павлович

Мы давно знакомы с Поладом Бюльбюль оглы – еще с тех времен, когда он был министром культуры Азербайджана. Тесные узы сотрудничества и дружбы связывают нас и с директором Азербайджанского театра оперы и балета.

Наш театр не впервые обращается к классической музыке азербайджанского народа. Несколько лет назад мы впервые поставили балет "Семь красавиц" на музыку азербайджанского классика Кара Караева. Наш белорусский спектакль был показан в Баку, и на него весьма восторженно отреагировала бакинская публика. Именно тогда и появилась идея поставить еще один балет.

При этом мы убедились, что постановки спектаклей на восточную тематику беспроигрышны – они всегда пользуются популярностью у зрителя. На это мы рассчитываем и сейчас. Полада Бюльбюль оглы знают абсолютно все у нас в Беларуси, он дорог и близок каждому зрителю, независимо от возраста. Многие выросли на его мелодиях, на его песнях, в том числе для кинофильмов.

Музыка Полада, который является учеником знаменитого композитора Кара Караева, близка и понятна людям. Когда мы ознакомились с его музыкой для балета "Любовь и Смерть", были восхищены тем, насколько она яркая, содержательная, красивая. И у нас даже не было сомнений, что все получится, будет поставлен прекрасный спектакль.

Корр. БЕЛТА
В процессе работы над балетом "Любовь и Смерть" автор вносил свои коррективы или дал полную свободу?
Гридюшко Владимир Павлович

Полад – человек очень занятой и, безусловно, не мог постоянно контролировать подготовку нового спектакля. При всем этом он достаточно часто давал советы во время своих приездов к нам и в рамках телефонных разговоров – и с дирижером-постановщиком Эйюбом Кулиевым - молодым, но уже известным во всем мире дирижером из Баку, и с хореографом-постановщиком Ольгой Костель.

Очень содержательный разговор с композитором состоялся во время сдачи концепции спектакля художественному совету театра. Мы оговорили все вопросы: и эскизы костюмов, и эскизы сценографического оформления спектакля, и концептуальное решение. И действовали затем строго в рамках этих договоренностей.

Месяц назад, во время своего визита в Минск, Полад ознакомился с готовыми сценографическими решениями, посмотрел фрагменты репетиций. Композитор долго общался с хореографом-постановщиком, понимая, что у каждого хореографа есть свой стиль, свой подход и что важно дать хореографу возможность самостоятельно работать, творить, созидать - и тогда все получится.

Конечно, руку на пульсе держал, помогал, но как человек очень скромный, интеллигентный, глубоко порядочный, не навязывал свое мнение, тем более не вмешивался в каждую деталь. К тому же он прекрасно понимает, что дело находится в надежных руках и что театр строго соблюдает все договоренности, по которым были приняты соответствующие решения.

Юдинец Виктория
Опирался ли творческий коллектив белорусского Большого в работе над спектаклем на опыт предыдущих постановок – в Баку, Екатеринбурге? Или же сегодня балет ступает на белорусскую сцену исключительно в оригинальном прочтении?
Гридюшко Владимир Павлович

Работать над чем-то новым, не изучив предшествующий опыт, было бы невозможно. Нам нравятся обе версии – и Бакинская, и Екатеринбургская, их можно смотреть с большим удовольствием. Но то, что у нас ставится совершенно оригинальная, новая версия, ни у кого не вызывает сомнений.

В основе балета лежит древнетюркский исторический эпос "Книги моего деда Коркута". А дальше хореограф творит, импровизирует в рамках художественной концепции, которая была утверждена на художественном совете.

Мы - Большой театр и имеем свой взгляд на творческие вопросы, в том числе и хореографии. Мы знаем, на что способна наша труппа балета – очень мощная, сильная, подготовленная, профессиональная. Нашим артистам по плечу те задачи, которые ставит хореограф Ольга Костель. Она очень молодой и перспективный хореограф, и, я считаю, у нее большое будущее.

Пищало Т.В
Вы планируете вывезти новый балет за пределы Беларуси?
Бюльбюль оглы Полад

Наверное, повезем в Баку, покажем землякам, как белорусы ставят азербайджанский балет

Гридюшко Владимир Павлович

Это входит в наши планы: мы вместе с Поладом Бюльбюль оглы и нашими коллегами из Азербайджанского театра оперы и балета думаем о том, чтобы сделать некое турне с балетом "Любовь и смерть" по странам этого региона.

Я думаю, что бакинские зрители по достоинству оценят наш балет, как оценили в свое время спектакль "Семь красавиц", показанный в Баку в декабре 2014 года. Многие известные люди - музыканты, педагоги, музыковеды - подходили и говорили: "Вы привезли в Баку настоящего Кара Караева". Это наивысшая похвала и наивысшая оценка наших трудов.

Я думаю, что аналогичная история будет и с нашей новой постановкой. Такой балет, такое обилие красок, такая музыка, костюмы, сценография не может не понравиться бакинским зрителям. К тому же с нашим хореографом-постановщиком в качестве научного консультанта работает профессор Бакинской консерватории, доктор искусствоведения Улькяр Алиева. Это сотрудничество очень важно, потому что мы понимаем, что Восток – дело тонкое, и для восприятия зрителями важно, чтобы были точно расставлены абсолютно все акценты и нюансы. Кто лучше знает свой народ, те традиции, как не те люди, которые там живут. Именно поэтому в качестве музыкального руководителя мы пригласили дирижера Бакинского театра оперы и балета Эйюба Кулиева.

Хочу отметить, что на сцене Бакинского театра ежегодно выступают ведущие солисты нашего театра: Владимир Петров и Нина Шарубина, Владимир Громов и Станислав Трифонов, Александра Чижик, Людмила Хитрова, Олег Еромкин, Игорь Оношко и другие. Азербайджанские музыканты ценят сотрудничество с дирижерами Вячеславом Воличем и Виктором Плоскиной. Это свидетельствует о том, что с Бакинским театром у нас складываются замечательные творческие и партнерские отношения, которые обогащают белорусскую и азербайджанскую культуру. А культура, как известно, не имеет границ.

Национальные культуры со временем перерастают в наднациональную культуру, которая близка и понятна каждому человеку, независимо от того, где он проживает. Язык музыки способен объединить всех и направить человеческие отношения в самое доброе русло.

Ирина, Минск
Какие еще современные постановки хотели бы воплотить на сцене Большого театра?
Гридюшко Владимир Павлович

Через год планируется премьера нового балета по произведению Вячеслава Заренкова – петербургского писателя, художника, бизнесмена, мецената. Музыку к балету "Орр и Ора. История любви" создал композитор Михаил Крылов, а наш белорусский композитор Олег Ходоско сделал музыкальную редакцию этого произведения. Хореограф-постановщик – Александра Тихомирова. Она же является соавтором либретто.

Также готовится к постановке в 2017 году балет "Анастасия" белорусского композитора Вячеслава Кузнецова. Либретто написал Анатолий Делендик – автор сценария к фильму "Анастасия Слуцкая". Хореографом-постановщиком спектакля будет народный артист Беларуси Юрий Троян.

Корр. БЕЛТА
Вы уже имели возможность увидеть репетицию балета? Насколько совпали ваши ожидания с результатом? Смогла ли международная команда, которая работает над балетом, передать дух национального азербайджанского эпоса?
Бюльбюль оглы Полад

Вчера я был на первой уже сценической репетиции. Замечательные костюмы, замечательные декорации, прекрасная труппа, которая высокопрофессионально танцует. Я как артист, работающий на сцене, как композитор могу сказать честно, что ничего никогда легко не давалось. Композиторский, артистический труд не такой простой. Если ты выходишь на сцену, ты весь мобилизован - перед тобой люди. Когда ты пишешь музыку, сидишь наедине с чистым листом нотной бумаги, тоже есть ответственность за то, что ты пишешь, что из этого получится. А потом ты сидишь в зале, играют твою музыку. И от тебя уже ничего не зависит: оркестр играет, декорации сделаны, балет танцует. Тебе может понравиться или не понравиться.

Как музыкант могу сказать, что меня поразил оркестр, очень хорошо играет. Партия ударных выписана достаточно сложно. А ударные - это такие инструменты, где всегда есть доля импровизации и определенной свободы для музыканта. И балет у вас просто замечательный: три состава, один лучше другого! Мне очень понравилось, что люди, задействованные в балете, с большим воодушевлением (участвуют в нем. - Прим. БЕЛТА). Наверное, не скромно это говорить, но им нравится тема и музыка. Чувствуется, что они с удовольствием это делают. Это дорогого стоит, поверьте. Так что я очень доволен этой поездкой.

Корр. БЕЛТА
В чем особенность именно этого спектакля?
Бюльбюль оглы Полад

Это уже третья постановка. Балет я писал больше 3 лет. Он полнометражный двухактный, там два часа музыки. Впервые он был поставлен в Баку в 2005 году. Этот спектакль привезли в Мариинский театр в Санкт-Петербург, в Большой театр в Москву. Когда мы показали его в Москве, родилась идея поставить спектакль в одном из российских театров. За это взялся Екатеринбургский театр, который в 2008 году поставил спектакль, и он идет до сих пор, пользуясь успехом у зрителей.

Ольга Костель пошла по другому пути. Сначала мы немного спорили, но потом решил отдать все в ее руки. Мне кажется, что спектакль получился. Главное - это реакция зрителя. С нетерпением ждем премьеры 11 июня. Надеюсь, что здесь каждый для себя что-то найдет. Честно говоря, екатеринбургский успех вселяет в меня надежду, что в Минске спектаклю предначертана хорошая жизнь. Во всяком случае каждый автор надеется, что его произведение будет жить.

Валентина Романовна, Витебск
В прошлом году Полад Бюльбюль оглы возглавлял конкурсное жюри на фестивале "Славянский базар в Витебске". А собираетесь ли вы посетить Витебск в этом, юбилейном для фестиваля году?
Бюльбюль оглы Полад

В этом году я приглашен и обязательно поеду на фестиваль. Кстати, в прошлом году я с большим трудом вырвался в Витебск, но очень был доволен, что поехал. Это удивительная атмосфера, о которой мы уже давно забыли. В общем небольшой город, но собирает на главной концертной площадке по 6 тыс. зрителей. В день по два, три концерта. И каждый день аншлаги. На фестиваль приезжают зрители не только из близлежащих городов, но также из других стран. На мой взгляд, "Славянский базар в Витебске" - это большое завоевание, которое нужно беречь. Конечно, нужно сказать большое спасибо Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко, который поддерживает и уделяет много внимания этому творческому проекту. И это очень правильно.

Этот фестиваль, по сути, уникальная площадка для поддержки и развития молодых талантов. И конкурсная программа в Витебске серьезно выигрывает даже по сравнению с "Евровидением", которое превратилось больше в шоу. На "Славянском базаре" все понятно и открыто, голосование проходит в режиме реального времени, и голоса зрителей никуда не исчезают. При этом любой певец из любой страны может подать сюда заявку, записи, и если у него есть вокальные данные, есть голос, его приглашают без каких-то предварительных денежных взносов и затрат на раскрутку. То есть талантливый человек может приехать на фестиваль, может завоевать премию и стать известным. И это очень важно. По-моему, сегодня этот фестиваль остался единственным неангажированным проектом, где организовано честное и справедливое судейство.

Я был председателем жюри на "Славянском базаре" в прошлом году и могу заверить с полной ответственностью, что никто там ни на кого не давит, поэтому иногда разброс оценок жюри достаточно широкий. Кроме того, здесь есть концерты и проекты просто фестивальные, которые не относятся к конкурсной программе, а делаются для людей. Это результат огромной и кропотливой работы. Но я хочу еще отметить его важное общественное и культурное значение. К тому же присутствие на нем главы белорусского государства дает большой стимул артистам, участникам и многочисленным зрителям. Я в этом году поеду на фестиваль с большим удовольствием. Будут приглашать еще - буду каждый год приезжать. Не будут приглашать - все равно приеду, сотру пыль со своей плиты со звездой и поеду дальше.

Загрузить еще
или перейти на страницу

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
Пресс-конференция Юрий Альберс,
Александр Гагиев,
Елена Зубрилова
14 февраля Большие биатлонные старты в Беларуси: Гонка легенд и открытый чемпионат Европы
Брифинг Владимир Станилевич,
Геннадий Акстилович
12 февраля Особенности организации охраны общественного порядка и медицинского обслуживания на массовых мероприятиях
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Пресс-конференция Кирилл Вяткин,
Иван Судникович,
Дмитрий Острейко,
Вадим Ипатов
11 февраля Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Итоги года и новые вызовы
Пресс-конференция Виолетта Брезовская,
Сергей Красуцкий,
Марина Буйко,
Ольга Бартман
1 февраля Меры по ужесточению антитабачного законодательства в Беларуси
Онлайн-конференция Андрей Лобович,
Валерий Ковальков
31 января Практика реализации декрета "О содействии занятости населения"
Пресс-конференция Елена Симакова,
Анна Котова,
Сергей Янковский,
Светлана Белаш
30 января Дети в социально опасном положении: как выявить, защитить и не навредить
Брифинг Андрей Ромашко 24 января Изменения в порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилья
Пресс-конференция Сергей Вязович,
Александр Василевский,
Алексей Вишневский,
Григорий Пацкевич
23 января "МАЗ-СПОРТавто": по следам "Дакара-2019"
Пресс-конференция Кирилл Глущенко,
Елена Моргунова,
Ирина Ненартович,
Людмила Скорина,
Алла Бондарук
22 января Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4287 BYN 2.425 BYN 2.435 BYN
USD
2.1402 BYN 2.141 BYN 2.145 BYN
RUB
3.267 BYN 3.265 BYN 3.272 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко считает главным достижением суверенную и независимую Беларусь

Инфографика

Рота информационных технологий Функциональное предназначение РИТ - разработка системного и программного обеспечения совместно с подразделениями Военной академии и другими научными учреждениями и учебными заведениями.