ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 16 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
23 января 2013, 15:00

Министр образования Беларуси о кадрах, зарплатах и нагрузке педагогов

Когда и за счет чего повысят зарплаты учителям? Как будут решаться вопросы сокращения бумажной работы учителей? Будет ли пересматриваться нагрузка учителей? Какой в этом году будет минимальный балл на ЦТ? Как будут оптимизировать учреждения образования? Когда электронные учебники начнут массово использоваться в учебном процессе? Все ли вузы перейдут на четырехлетнее обучение в 2013 году? Как решаются кадровые проблемы в системе образования? На эти и другие вопросы, касающиеся развития различных направлений сферы образования в Беларуси, ответит министр образования Сергей Александрович Маскевич.

Вопросы конференции

Дмитрий Овчаров
Будут ли в январе повышать цены на платное образование в вузах за прошлый семестр? Или нам ждать только повышения цен за следующий (февраль - май)?
За первый семестр повышение стоимости платного обучения в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования производиться не будет. В связи с повышением с 1 января 2013 года размера тарифной ставки первого разряда на 6,7% (постановление правительства от 28.12.2012 № 1230) Министерством образования в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования планируется повысить стоимость обучения со второго семестра 2012-2013 учебного года.

Станислав Л.
Сейчас СМИ пестрят заголовками о том, что систему общего среднего образования вновь ждут перемены. Так ли это?
В настоящее время система общего среднего образования Беларуси развивается стабильно. Никаких реформ на уровне общего среднего образования не планируется. Работа будет направлена на повышение качества образования, сохранение стабильности, использование современных информационных технологий.
Фокин Алексей, Минск
Когда должна закончиться активная оптимизация сети учреждений образования?
Оптимизация сети учреждений общего среднего образования не самоцель. Оптимизация  – это не только закрытие (ликвидация) учреждений образования, но их реорганизация, которая может повлечь и изменение вида учреждения образования.

Работа по оптимизации сети учреждений общего среднего образования проводится местными исполнительными и распорядительными органами с учетом складывающейся демографической ситуации, особенностей развития регионов, а также в целях создания равных условий для  получения образования учащимися как в городской, так и в сельской местности. Сейчас остро стоит вопрос о сведении к минимуму в сельской местности количества классов с малой наполняемостью (до 5 учащихся), в которых не могут быть созданы оптимальные условия для получения качественного образования. Мы считаем, что в таких условиях не всегда можно обеспечить образовательный процесс надлежащими кадрами. Очень плохо, когда один учитель ведет несколько учебных предметов, когда отсутствует современное лабораторное оборудование. А привезти в каждую маленькую школку современные приборы и реактивы для уроков физики, химии и т.д. - экономически нецелесообразно.

Также сегодня уже неактуальными стали вечерние школы. В этой связи планируется их закрытие, а при необходимости - открытие на базе учреждений общего среднего образования вечерних классов. Решаются вопросы оптимизации УПК, передачи их в учреждения профессионального образования. Поэтому оптимизация сети будет продолжаться и в последующие годы.
Ф.Кончиц
У многих родителей вызывает нарекания качество учебников. Скажите, пожалуйста, куда и кому можно сообщить о явных ляпах и ошибках в учебниках, по которым учатся дети?
Мы не раз говорили, что за последние 10 лет в Республике Беларусь создана национальная система учебного книгоиздания. Этим можно гордиться. Конечно, есть вопросы по содержанию - в советские времена учебник проходил эксперимент в течение нескольких лет, у нас сейчас такой возможности нет - слишком быстро меняется мир. В целях качественной подготовки учебников с 2008 года проводится конкурс на их написание. К подготовке и рецензированию учебных пособий привлекаются ученые, методисты, победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики.

Кроме того, на основании постановления Министерства образования "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования" при подготовке к повторному выпуску учебников и учебных пособий, для адаптированности учебников и учебных пособий к реальной педагогической деятельности, а также в целях совершенствования качества их содержания Национальный институт образования ежегодно проводит их опытную проверку. Она позволяет при переиздании вносить необходимые коррективы.

Кстати, учителя и родители могут высказать свое мнение по вопросам подготовки учебников - на сайте НИО есть раздел, где собираются мнения и потом анализируется ситуация по каждому из проблемных моментов. Планируем и на портале Министерства образования открыть форум по этой теме. Там мы очень ждем конкретных предложений от педагогов, а возможно, родители также нам помогут, высказав мнение, какие главы учебников трудны для изучения.
Ж.Напрейко
Планируется ли в этом году уменьшить летние каникулы на месяц? Если да, то чем вызвана такая необходимость?
Уменьшение продолжительности летних каникул в текущем году не планируется. Мы обсуждаем вопросы, касающиеся целесообразности сохранения или сокращения общей продолжительности летних каникул, каникул на протяжении учебного года, установленной Кодексом Республики Беларусь об образовании, в связи с тем, что к нам поступают предложения в ходе мониторинга практики его применения.

Причем при установлении продолжительности летних каникул для учащихся учитываются следующие факторы: продолжительность отпуска педагогических работников, сроки проведения выпускных экзаменов и централизованного тестирования, иные аспекты функционирования данных учреждений образования.

Информирую, что общая продолжительность летних каникул, каникул в течение учебного года в Беларуси (123 календарных дня) на один день меньше по сравнению с Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Украиной, а также с Китайской Народной Республикой.
Н.Юрченко
Оснащение школ по-прежнему остается больным вопросом. Будет ли разработана какая-либо система, единая для всех школьных учреждений и прозрачная для родителей учеников.
Переоснащение происходит согласно Программе развития общего среднего образования Республики Беларусь на 2007-2016 годы, а также с учетом изменений и дополнений, утвержденных постановлением Совета Министров от 24.09.2012 № 871. Сейчас продолжается работа по обеспечению учреждений общего среднего образования учебным оборудованием и средствами обучения. Важно, например, что Министерством образования принято решение о централизованной поставке учебного оборудования для учебных кабинетов физики, химии, биологии, начиная с 2013 года. В этих целях дополнительно изучена потребность учреждений общего среднего образования в средствах обучения и учебном оборудовании, предусмотрено финансирование закупки и поставки учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии из средств республиканского бюджета.

Определено 222 учреждения общего среднего образования, где планируется полностью оборудовать кабинеты физики в 2013 году. Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы  на оснащение учебных кабинетов физики в 2013 году предусмотрено Br150 млрд., на оснащение учебных кабинетов физики, химии, биологии с 2014 по 2016 годы предусмотрено по Br475,5 млрд. ежегодно.

Анна
Вопрос по организации занятий по ОБЖ. Правильно ли ставить урок ОБЖ восьмым уроком? Является ли это перегрузкой для детей? Чем заняться детям в течение трех уроков.
Министерством образования Республики Беларусь принято решение о проведении с учащимися 2-9 классов обязательного факультативного занятия "Основы безопасности жизнедеятельности". Данное решение согласовано с Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.

Факультативные занятия по ОБЖ проводятся по отдельному расписанию. Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования", утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, определено, что факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков, и перерыв между учебными и факультативными занятиями составляет не менее 20 мин.

Проведение факультативных занятий по ОБЖ осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке нормативно-методическим обеспечением, включающем сквозную учебную программу, учебные пособия для учащихся 2-9 классов, учебно-методические пособия для учителей, рабочие тетради. За организацию, эффективность и качество проведения факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования несет ответственность директор.
К.Соколовская
Почему так мало внимания уделяется подготовке специалистов творческих профессий (художников, музыкантов)? Ведь есть достаточное количество талантливых детей, а мест, где таланты могли бы раскрыться, - раз, два и обчелся.
В учреждениях общего среднего образования организуются факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, где учащиеся по своему желанию могут развивать свои творческие способности. Также образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, дает возможности развивать творческие способности детей.
Мираникина
Безотметочное обучение привело к тому, что дети не хотят учиться - "а зачем, учительница все равно ругаться не будет"…Безотметочное обучение увеличило количество отчетов и бумаг.
Учитель не вправе ругать учащихся за отметки в любом случае - будь-то обучение с выставлением отметок или без выставления отметок. У ребенка должно быть желание учиться, а учеба должна приносить радость. В начальных классах это зависит от учителя. Безотметочное обучение - это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. В 1-м и 2-м классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения по всем учебным предметам. Отказ от использования отметок связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя. Такие учебные предметы, как "Физическая культура и здоровье", "Музыка", "Изобразительное искусство", требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства. Трудно развить творчество и воображение, сформировать систему эстетических знаний, а также предпосылки к собственной художественной деятельности, оценивая работы детей баллами.

В то же время безотметочное обучение не может быть бесконтрольным. Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Определять приемлемые формы учета учебных достижений учащихся учитель имеет право самостоятельно.
Немец Ирина Леонидовна
Какова позиция министерства по высвобождающимся в результате оптимизации педработникам? Их будут переучивать?
Несомненно, там, где это потребуется, педработников будут переучивать. Я хотел бы сказать, что процесс оптимизации сам по себе не является новым. Мы уже давно, особенно после принятия решения в 2008 году о переходе к 11-летнему общему среднему образованию, занимались вопросами оптимизации. Процессы миграции в сельской местности требовали постоянно реагировать на это. Закрывались школы, и, конечно же, это определенная стрессовая ситуация для конкретных педагогов. Но никто не остался без работы, кто хотел работать. Все получили возможность трудоустроиться в других школах или учреждениях образования с лучшими условиями. Если потребуется, кому-то необходимо будет пройти переподготовку. У нас сегодня есть определенные сложности в работе учителей истории. Если взять нагрузку учителя истории в школе, добавив обществоведение, то часов не хватает на ставку. Им нужно дополнительно проводить факультативные занятия, кружки или осваивать другие предметы, например географию. Географы имеют достаточную нагрузку. Поэтому вопросы повышения профессионального уровня и расширения кругозора - это жизненная необходимость для педагогов, особенно там, где нет параллельных классов в сельских школах, да и не только в них.
А.М.Пенигин
Уважаемый Сергей Александрович, на последней пресс-конференции Президент говорил о том, что зарплаты учителям будут существенно увеличены. Соответственно, есть вопрос: на сколько и когда? Произойдет ли такое увеличение в 2013 году?
Существенное увеличение зарплаты учителям вполне реально провести в 2013 году. Мы сейчас занимаемся анализом ресурсов системы образования. Считаю, что можно найти возможности для повышения зарплат как в самой системе образования, так и за счет такого, например, норматива, как наполняемость. Непонятно, почему до сих пор даже в городской местности есть школы с наполняемостью в старших классах 10 человек при норме 25. Сократив наличие таких классов, можно увеличить зарплату всему учительскому составу. Есть в Беларуси и учреждения, которые могут быть закрыты. Речь идет о вечерних школах и учебно-производственных комбинатах. Функции этих учреждений могут выполнять другие, например, обычные школы, на базе которых можно открыть вечерние классы. Основная нагрузка при проведении мероприятий, направленных на повышение зарплаты учителям, падает на регионы. Регионы сами выходят с предложениями и инициативами по повышению заработной платы учителям. Касаясь вопроса о повышении зарплаты воспитателям в дошкольных учреждениях, могу отметить, что это решение Министерством образования уже принято и конкретное предложение находится на рассмотрении в Совете Министров.

Кукса Игорь Степанович
С каждым годом уровень знаний учащихся падает, особенно по физике. На мой взгляд, причина в катастрофическом недостатке учебных часов. Когда будет рассмотрен вопрос об увеличении количества часов хотя бы до 3-4 в неделю? Когда будут возвращены профильные классы, что сразу решит проблему количества часов по отдельным предметам и поднимет уровень знаний учащихся по предметам, необходимым для будущей специальности?
Об уменьшении или увеличении уровня знаний могут говорить только специалисты. Ни в коем случае не соглашусь, что уровень наших учащихся падает, уверен, меня поддержат и ректоры вузов и руководители учреждений образования. Они категорически не согласятся с таким утверждением. Есть у нас специальности, на которые поступают выпускники школ с наивысшими баллами, на другие - с низкими. Это всегда было так - кто как учился в школе, тот результат его и ожидает при поступлении в вуз.

Вопросы повышения уровня и качества знаний выпускников школы и учреждений профессионального образования является основным для Министерства образования. Оценивать уровень знаний по результатам централизованного тестирования нельзя. Система ЦТ принципиально отличается от российского ЕГЭ. Наша система предназначена для того, чтобы ранжировать абитуриентов в зависимости от того, как они ответили на задания тестов. Брать за показатель результаты ЦТ, чтобы оценивать знания школьников, нельзя. Поскольку, даже если все ответят на большинство вопросов, их все равно выстроят от 0 до 100.

Мы проводим независимые оценки уровня знаний. Для этого есть специальная структура. Мы знаем слабые места и в учебниках, и по результатам ответов на экзаменационные материалы, которые используются Национальным институтом образования при мониторинге уровня знаний. Их оценка свидетельствует, что у нас есть проблемы по различным предметам. Больше всего нас беспокоят физика и математика. Педагоги это связывают с количеством учебных часов. Мы рассматриваем этот вопрос. Надеюсь, на ближайшей коллегии будут приняты исчерпывающие меры, которые позволят нам увеличить количество часов на изучение этих предметов в школе.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси