Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Битва роботов, или Как в Беларуси воспитывают будущих инженеров-робототехников

Регионы 10.02.2017 | 20:41

Эксперты прогнозируют, что через пару-тройку десятилетий вымышленный мир, созданный американским фантастом Айзеком Азимовым и воплощенный визуально в голливудском блокбастере "Я, робот", станет реальностью. Ведь недаром "инженер-робототехник" входит в десятку топовых специальностей будущего. О том, какие перспективы у белорусской робототехники, корреспондент БЕЛТА выяснял во время первого открытого регионального фестиваля "РобоФест-Гомель", который прошел в Гомельском областном Дворце творчества детей и молодежи.

Форум, поучаствовать в котором съехались более полусотни школьников из разных уголков Гомельской области, можно назвать младшим братом турнира "РобоФест-Беларусь", который состоялся в Минске в сентябре 2016 года. Гомель стал первым из областных центров, где прошло аналогичное состязание. Инициатором мероприятия выступил областной центр творчества детей и молодежи. Идейными вдохновителями, которые также помогли с методической, технической, спонсорской и судейской поддержкой, стали представители СООО "Образовательный центр Парка высоких технологий" - заместитель директора Игорь Шевченко и тренер по робототехнике Александр Францкевич. В перспективе этот опыт они планируют распространить на все областные центры.

Пока участники турнира проходят жеребьевку, занимаются отладкой программ и роботов, сдают их на карантин, иными словами - на экспертизу, Игорь Шевченко и Александр Францкевич рассказывают, как воспитать будущую инженерную элиту - высококлассных конструкторов и робототехников.

Начинать нужно как можно раньше. В первую очередь, как это ни банально, в ребенке следует воспитывать любовь к природе, поскольку физика, которая является одной из основ робототехники, - наука о природе, делится Игорь Шевченко. Если в ребенке есть любознательность, то ее нужно подпитывать. Если же ребенок просто посещает уроки в школе и больше ничем не занимается, то в вузе его уже ничему не научат.

Многие ошибочно полагают, что полученные знания и навыки по робототехнике вряд ли пригодятся в дальнейшей жизни. Специалисты это категорически отрицают.

Во-первых, поступив в технические вузы, ребята смогут стать программистами в области искусственного интеллекта, инженерами-конструкторами и инженерами-робототехниками. В настоящее время специальность "робототехника" есть в БНТУ, а смежные с ней - в других технических вузах, подключается к разговору Александр Францкевич. Кроме того, подчеркивает он, робототехника дает те навыки, которые позволяют в дальнейшем лучше ориентироваться в мире, к тому же полезны в быту.

Некоторые сетуют на то, что, окончив факультет робототехники, нет работы. На что у меня сразу возникает резонное замечание: нельзя заканчивать вуз с претензией к государству, мол, для меня нет работы. Придумывайте идею, запускайте стартапы, а Парк высоких технологий всегда поможет. Робототехника - огромное поле для деятельности, и у детей, действительно, большое будущее в этой сфере, добавляет Игорь Шевченко.

Самые умные и продвинутые роботы в мире не просто умеют бегать, танцевать, играть в примитивные игры, выполнять команды человека, но и запрограммированы на то, чтобы приносить ощутимую пользу. Например, на днях японцы презентовали робота, который с легкостью справляется с задачей, перед которой пасуют даже самые ловкие и умелые. Речь идет о промышленном роботе с парой рук, который аккуратно наклеивает защитные пленки на телефон. Белорусская робототехника пока так далеко не шагнула. Вместе с тем, отмечают собеседники, достаточно высокие достижения демонстрирует отечественная образовательная робототехника. Доказывает это и тот факт, что белорусские школьники регулярно выступают на Всемирной олимпиаде по робототехнике, где всегда входят в топ-30.

И несмотря на то, что нам сложно конкурировать с ребятами из азиатских стран, которые занимаются по 24 часа в сутки, у наших ребят есть большой потенциал. Убедиться в этом можно прямо здесь, на турнире в Гомеле, говорит Александр Францкевич.

Всего в состязании приняли участие 10 команд в двух возрастных категориях: 7-10 лет и 11-14 лет. Командам необходимо было подготовить автономного робота, способного наиболее эффективно вытолкнуть робота-противника за пределы ринга. После чего выступить с ним в битве, напоминающей бои сумо. Регламентом соревнований четко описаны размеры и вес роботов, параметры "поля битвы", условия победы и поражения.

В работе школьники использовали программное обеспечение и наборы деталей фирмы Lego. С их помощью были созданы 3D-модели роботов и запрограммированы его действия. Подготовка к состязанию шла в кружках, которые работают в школах или учреждениях дополнительного образования. Там квалифицированные специалисты учат детей не только программированию и конструированию, но и 3D-моделированию. Вся среда программирования адаптирована для детей, что позволяет им освоить логику программирования, не загружая себя запоминанием сложных команд и языков.

"Пересобирай робота, я не хочу такого программировать!" - услышать такое от десятилетней девочки, согласитесь, редкость. Однако не на подобных мероприятиях.

Команда гимназии №51 Гомеля. В ожидании конкурсной программы второклашки рассказывают, чем их привлекает робототехника и мечтают ли они о судьбе Тони Старка.

"Началось все с увлечения конструкторами Lego, а потом переросло в робототехнику", - наперебой рассказывают братья Устин и Игнат Черненок.

"Не знаю, смогу ли я собрать костюм Железного человека, но после соревнований приступим к сборке шагающего динозавра", - перебивает Сергей Скороходов.

"А мы сделаем робота-полотера для мамы", - не успокаиваются братья Черненок.

Конечно, масштабы гомельского "РобоФеста" пока нельзя сравнивать со столичными. В юго-восточном регионе это направление только зарождается. Однако накал страстей во время турнира стоял нешуточный - ребята брали и силой, и смекалкой.

По итогам суперфинала, в котором участвовали финалисты двух возрастных категорий, определился абсолютный победитель. Им стал учащийся гимназии №56, семилетний Игорь Шмыгалев.

Все финалисты состязания получили памятные призы - портативные зарядные устройства. Победителю также вручили очки виртуальной реальности и кубок, который был специально изготовлен с помощью 3D-принтера.

Как подчеркнули организаторы, задачей форума не стояло выявить, кто сильнее, а замотивировать ребят на дальнейшее обучение и совершенствование в области робототехники. Чтобы впоследствии они смогли составлять конкуренцию участникам соревнований международного уровня.

Юлия ЛЫСЕНКО,

фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,

БЕЛТА.-0-

Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Новости рубрики Регионы
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4235 BYN 2.42 BYN 2.427 BYN
USD
2.1213 BYN 2.122 BYN 2.125 BYN
RUB
3.204 BYN 3.196 BYN 3.205 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

ГАИ информирует

Инфографика

Плюсы и минусы противогололедных реагентов Автомобильные дороги в Беларуси посыпают песко-соляной смесью или технической солью в зависимости от погоды.
Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Якубовский
11 декабря, 14:30 Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций