ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Воскресенье, 22 сентября 2019
Минск Сплошная облачность +6°C
Новости
Все новости
Все новости
Регионы
10 февраля 2017, 20:41

РЕПОРТАЖ: Битва роботов, или Как в Беларуси воспитывают будущих инженеров-робототехников

Эксперты прогнозируют, что через пару-тройку десятилетий вымышленный мир, созданный американским фантастом Айзеком Азимовым и воплощенный визуально в голливудском блокбастере "Я, робот", станет реальностью. Ведь недаром "инженер-робототехник" входит в десятку топовых специальностей будущего. О том, какие перспективы у белорусской робототехники, корреспондент БЕЛТА выяснял во время первого открытого регионального фестиваля "РобоФест-Гомель", который прошел в Гомельском областном Дворце творчества детей и молодежи.

Форум, поучаствовать в котором съехались более полусотни школьников из разных уголков Гомельской области, можно назвать младшим братом турнира "РобоФест-Беларусь", который состоялся в Минске в сентябре 2016 года. Гомель стал первым из областных центров, где прошло аналогичное состязание. Инициатором мероприятия выступил областной центр творчества детей и молодежи. Идейными вдохновителями, которые также помогли с методической, технической, спонсорской и судейской поддержкой, стали представители СООО "Образовательный центр Парка высоких технологий" - заместитель директора Игорь Шевченко и тренер по робототехнике Александр Францкевич. В перспективе этот опыт они планируют распространить на все областные центры.

Пока участники турнира проходят жеребьевку, занимаются отладкой программ и роботов, сдают их на карантин, иными словами - на экспертизу, Игорь Шевченко и Александр Францкевич рассказывают, как воспитать будущую инженерную элиту - высококлассных конструкторов и робототехников.

Начинать нужно как можно раньше. В первую очередь, как это ни банально, в ребенке следует воспитывать любовь к природе, поскольку физика, которая является одной из основ робототехники, - наука о природе, делится Игорь Шевченко. Если в ребенке есть любознательность, то ее нужно подпитывать. Если же ребенок просто посещает уроки в школе и больше ничем не занимается, то в вузе его уже ничему не научат.

Многие ошибочно полагают, что полученные знания и навыки по робототехнике вряд ли пригодятся в дальнейшей жизни. Специалисты это категорически отрицают.

Во-первых, поступив в технические вузы, ребята смогут стать программистами в области искусственного интеллекта, инженерами-конструкторами и инженерами-робототехниками. В настоящее время специальность "робототехника" есть в БНТУ, а смежные с ней - в других технических вузах, подключается к разговору Александр Францкевич. Кроме того, подчеркивает он, робототехника дает те навыки, которые позволяют в дальнейшем лучше ориентироваться в мире, к тому же полезны в быту.

Некоторые сетуют на то, что, окончив факультет робототехники, нет работы. На что у меня сразу возникает резонное замечание: нельзя заканчивать вуз с претензией к государству, мол, для меня нет работы. Придумывайте идею, запускайте стартапы, а Парк высоких технологий всегда поможет. Робототехника - огромное поле для деятельности, и у детей, действительно, большое будущее в этой сфере, добавляет Игорь Шевченко.

Самые умные и продвинутые роботы в мире не просто умеют бегать, танцевать, играть в примитивные игры, выполнять команды человека, но и запрограммированы на то, чтобы приносить ощутимую пользу. Например, на днях японцы презентовали робота, который с легкостью справляется с задачей, перед которой пасуют даже самые ловкие и умелые. Речь идет о промышленном роботе с парой рук, который аккуратно наклеивает защитные пленки на телефон. Белорусская робототехника пока так далеко не шагнула. Вместе с тем, отмечают собеседники, достаточно высокие достижения демонстрирует отечественная образовательная робототехника. Доказывает это и тот факт, что белорусские школьники регулярно выступают на Всемирной олимпиаде по робототехнике, где всегда входят в топ-30.

И несмотря на то, что нам сложно конкурировать с ребятами из азиатских стран, которые занимаются по 24 часа в сутки, у наших ребят есть большой потенциал. Убедиться в этом можно прямо здесь, на турнире в Гомеле, говорит Александр Францкевич.

Всего в состязании приняли участие 10 команд в двух возрастных категориях: 7-10 лет и 11-14 лет. Командам необходимо было подготовить автономного робота, способного наиболее эффективно вытолкнуть робота-противника за пределы ринга. После чего выступить с ним в битве, напоминающей бои сумо. Регламентом соревнований четко описаны размеры и вес роботов, параметры "поля битвы", условия победы и поражения.

В работе школьники использовали программное обеспечение и наборы деталей фирмы Lego. С их помощью были созданы 3D-модели роботов и запрограммированы его действия. Подготовка к состязанию шла в кружках, которые работают в школах или учреждениях дополнительного образования. Там квалифицированные специалисты учат детей не только программированию и конструированию, но и 3D-моделированию. Вся среда программирования адаптирована для детей, что позволяет им освоить логику программирования, не загружая себя запоминанием сложных команд и языков.

"Пересобирай робота, я не хочу такого программировать!" - услышать такое от десятилетней девочки, согласитесь, редкость. Однако не на подобных мероприятиях.

Команда гимназии №51 Гомеля. В ожидании конкурсной программы второклашки рассказывают, чем их привлекает робототехника и мечтают ли они о судьбе Тони Старка.

"Началось все с увлечения конструкторами Lego, а потом переросло в робототехнику", - наперебой рассказывают братья Устин и Игнат Черненок.

"Не знаю, смогу ли я собрать костюм Железного человека, но после соревнований приступим к сборке шагающего динозавра", - перебивает Сергей Скороходов.

"А мы сделаем робота-полотера для мамы", - не успокаиваются братья Черненок.

Конечно, масштабы гомельского "РобоФеста" пока нельзя сравнивать со столичными. В юго-восточном регионе это направление только зарождается. Однако накал страстей во время турнира стоял нешуточный - ребята брали и силой, и смекалкой.

По итогам суперфинала, в котором участвовали финалисты двух возрастных категорий, определился абсолютный победитель. Им стал учащийся гимназии №56, семилетний Игорь Шмыгалев.

Все финалисты состязания получили памятные призы - портативные зарядные устройства. Победителю также вручили очки виртуальной реальности и кубок, который был специально изготовлен с помощью 3D-принтера.

Как подчеркнули организаторы, задачей форума не стояло выявить, кто сильнее, а замотивировать ребят на дальнейшее обучение и совершенствование в области робототехники. Чтобы впоследствии они смогли составлять конкуренцию участникам соревнований международного уровня.

Юлия ЛЫСЕНКО,

фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости