ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 26 апреля 2024
Минск Переменная облачность +9°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Гурский Николай Александрович, г.Могилев
Добрый день! В соответствии со ст.23 закона "Об охране труда" №356-3 "аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляется в целях подтверждения компетентности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг в области охраны труда". Но на практике сталкиваюсь с недобросовестными игроками на рынке услуг в этой сфере, которые работают без аккредитации, да еще некачественно, что влечет за собой финансовые потери в организациях. Существует ли механизм выявления таких предпринимателей, какая ответственность предусмотрена, и предусмотрена ли, и в какой государственный орган я могу обратиться по такому факту? Спасибо!
Карчевский Иван

В соответствии со ст.23 закона "Об охране труда" услуги в области охраны труда оказываются на основании договоров между организацией и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем). При выборе исполнителя работ организация должна руководствоваться реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда. В случае если услуга оказана некачественно, информация об этом может быть направлена в Министерство труда и социальной защиты. Если договор заключен с неаккредитованной организацией, вопросы качества услуг решаются по гражданскому законодательству. В любом случае за обеспечение охраны труда в организации ответственность несет наниматель.

Сергей Иванович, Брест
Организация не имеет вышестоящей организации. Руководитель организации, его заместитель, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организации прошли проверку знаний по вопросам охраны труда в учреждении образования по окончании повышения квалификации. Освобождает ли прохождение такой проверки от проверки знаний по опросам охраны труда в комиссии местных исполнительных и распорядительных органов?
Каменецкая Ирина

Согласно части 6 статьи 25 закона "Об охране труда" прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда. С учетом этой нормы пунктом 5 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2008 года №210, установлено, что в комиссии организации проходят проверку знаний работающие и члены комиссий структурных подразделений организации. Прохождение работающими проверки знаний допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

Одновременно части 7 и 8 статьи 25 закона "Об охране труда" определяют круг лиц, которые обязаны проходить проверку знаний в комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, или в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, или в республиканской комиссии. Это руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций. Прохождение названными работниками обучения и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда в учреждениях образования не освобождает их от прохождения проверки знаний в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.

Иные работающие и члены комиссий структурных подразделений организации в соответствии с пунктом 5 положения №210 могут пройти проверку знаний в комиссии учреждения образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

Дмитрий Игоревич, Новополоцк
С какого момента следует исчислять трехдневный срок расследования несчастного случая, проводимого уполномоченным должностным лицом нанимателя?
Карчевский Иван

Порядок и сроки проведения расследований несчастных случаев на производстве определяются в каждом конкретном случае с учетом тяжести производственной травмы и установлены в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года №30.

Тяжесть производственной травмы устанавливается организацией здравоохранения и указывается в соответствующем заключении.

При этом организация, страхователь обязан при получении сообщения о несчастном случае на производстве направить соответствующий запрос в организацию здравоохранения не позднее рабочего дня, следующего за днем несчастного случая (пункт 10 Правил).

В свою очередь организация здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса направляет организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы (пункт 10-1 Правил).

Если с учетом этого заключения несчастный случай не будет подлежать специальному расследованию, то началом его расследования следует считать время с момента получения от учреждения здравоохранения заключения о тяжести производственной травмы.

Шарах Н.А., г. Полоцк
По отраслевому соглашению концерна "Белнефтехим" выплаты в связи с профзаболеваниями выплачиваются при наличии вины нанимателя. Какой документ оформляется для установления вины нанимателя, где установлена форма документа?
Карчевский Иван

Нормы коллективных договоров и соглашений комментируются сторонами, их заключившими. Законодательством не предусмотрено оформление документа для установления вины нанимателя по результатам расследования профессионального заболевания.

Исходя из пункта 65 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года №30, в процессе расследования устанавливаются в том числе причины профессионального заболевания и лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов. Эти персоны указываются в пункте 16 акта о профессиональном заболевании формы ПЗ-1, который составляется по результатам расследования. Форму акта ПЗ-1 можно найти в приложении к постановлению Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения Беларуси от 14 августа 2015 года №51/94 "О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Наталия Александровна, г. Минск
Высокий уровень производственного травматизма специалисты связывают с множеством причин. Среди них и слабая организация работ по охране труда работодателями, и нарушение производственной дисциплины, и личная неосторожность потерпевших. Но травматизм происходит и по причине износа оборудования или выхода его из строя. Анализирует ли ваше ведомство такие случаи?
Карчевский Иван

В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследуются несчастные случаи, которые произошли с работниками и стали причиной перевода потерпевших на другую работу, повлекли временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье. Устанавливаются обстоятельства и все причины произошедшего.

По результатам специальных расследований, проводимых Департаментом государственной инспекции труда, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств, а также конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства явились причиной 3% несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Соколова Светлана Петровна, г. Минск
Когда будет принят закон "Об охране труда" в новой редакции и где сейчас можно с ним ознакомиться? Какие основные изменения будут внесены в закон? Будет ли введена административная ответственность за нарушения правил и норм по охране труда непосредственно для работников организаций?
Карчевский Иван

Проект закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" в установленном порядке внесен в правительство. Документ размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. В нем предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране труда, однако он не является законодательным актом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере.

Ситько Александр Николаевич, г.Гродно
Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)? В своей практике много встречал таких инструкций.
Каменецкая Ирина

Если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда необходимо разработать. Это предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 года № 176.

Ситько Александр Николаевич, г.Гродно
Что делать при утере журналов по охране труда (вводный, первичный, отметки о стажировке)? Бывает, что при увольнении работники умышленно уничтожают документацию.
Каменецкая Ирина

Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда, должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.

Ситько Александр Николаевич, Гродно
Имеет ли право водитель производить ремонт автомобиля в пути или в мастерской?
Каменецкая Ирина

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 27 октября 2014 года №94 внесены дополнения и изменения в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационной характеристикой "§1а. Водитель автомобиля" предусмотрено, что водитель устраняет возникшие во время работы на маршруте мелкие технические неисправности автомобиля, не требующие разборки механизмов.

В соответствии с общими положениями ЕТКС водитель должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих при работе транспорта. Право на выполнение слесарных работ подтверждается наличием у него квалификационного разряда по профессии "слесарь по ремонту автомобиля" и соответствующего свидетельства либо записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.

Соколова Светлана Петровна, Минск
Какие основные нарушения законодательства об охране труда выявляет в организациях инспекция труда?
Каменецкая Ирина

Основными нарушениями законодательства являются недостатки в обучении и инструктировании работников по охране труда, обеспечении средствами индивидуальной защиты, а также несоблюдение требований охраны труда при эксплуатации машин и оборудования.

Ситько Александр Николаевич, г.Гродно
Согласно утвержденному Президентом плану подготовки законопроектов на 2018 год в июле в Палату представителей Национального собрания был внесен проект закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда". Расскажите, когда его примут и какие планируются изменения? Если возможно, расскажите также про проект правил по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ. Когда планируется его принятие и будет ли увеличено значение термина "работ на высоте" до 1,8 м?
Каменецкая Ирина

Подготовка проекта закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" вызвана необходимостью корректировки закона "Об охране труда" с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами. Предмет регулирования проекта закона остался прежним, применяется он в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Например, предлагается из статьи 17 закона исключить обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. В соответствии с действующим законодательством в организациях осуществляются паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, комплексная гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение всех этих мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, увеличению расходов денежных средств на охрану труда.

Законопроект в установленном порядке внесен в правительство.

Что касается второй части вопроса. С 1 февраля 2019 года вступает в силу новый закон "О нормативных правовых актах", в соответствии с которым правила по охране труда отнесены к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. В этой связи правила по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ дорабатываются с учетом требований, предъявляемых к техническим нормативным правовым актам. Определение термина "работа на высоте" осталось прежним.

Иевинко Виталий Александрович
Имеет ли юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда, право при оказании по договору услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и измерению и исследованию уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды сторонней организации, привлекать по договору (выступая при этом заказчиком замеров) для работ, не входящих в область своей аккредитации, другую лабораторию? Противоречит или нет вышеназванное абз.5 п.88 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты №35 от 22 февраля 2008 года? Являются ли результаты такой аттестации действительными? Будет ли это нарушение грубым, если допускается систематически?
Карчевский Иван

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров от 22 февраля 2008 года №253, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22 февраля 2008 года №35. В соответствии с п.88 Инструкции измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды во время аттестации выполняются испытательной лабораторией в соответствии с областью аккредитации и в течение срока действия аттестата аккредитации. Заключение лабораторией договоров субподряда на выполнение измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, не входящих в область аккредитации лаборатории, не допускается. Нарушение положений п.88 инструкции рассматривается как нарушение порядка проведения аттестации.

Исходя из требований действующего законодательства юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации, обязательно должно иметь испытательную лабораторию, аккредитованную в Национальной системе аккредитации Беларуси. Таким образом, в случае заключения договора (между нанимателем и аккредитованным лицом) на измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды оснований для передачи указанных работ другой аккредитованной лаборатории (по договору субподряда) не имеется, в том числе в случае истечения срока действия аттестата аккредитации на определенные виды измерений (исследований).

При необходимости проведения измерений и исследований факторов производственной среды, которые не включены в область аккредитации испытательной лаборатории, заказчик заключает договор с другой аккредитованной испытательной лабораторией, в область аккредитации которой входит этот вид измерений и исследований.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси