ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +10°C
Все новости
Все новости
Регионы
06 июля 2023, 15:03

Вековые традиции. Репортаж с единственного в стране завода, где занимаются пропиткой деревянный шпал

ОАО "Борисовский шпалопропиточный завод" осваивает новые рынки сбыта

При эксплуатации железных дорог шпала из древесины и сегодня играет едва ли не ключевую роль. Чтобы обеспечить качество, продукцию необходимо подготовить. Вчастности, пропитать специальным раствором. В нашей стране подобное производство единственное, расположено в Борисове. Какими заботами живет одно из самых уникальных в Беларуси предприятий по пропитке шпал – узнал наш корреспондент.

По наказу императора

Борисовский шпалопропиточный завод – одно из старейших предприятий во всей стране. Решение о его строительстве принял лично Николай II в 1900 году. В то время продолжалось активное строительство железных дорог в нашем регионе, которое, естественно, требовало немалого объе­ма шпал.

Поначалу завод был совсем небольшим, а изделия пропитывали дегтем. Со временем ситуация менялась. Завод расширялся. После обретения Беларусью суверенитета производство претерпело коренную модернизацию (замену основного оборудования) и стало одним из крупнейших своего профиля на постсоветском пространстве, тогда как похожие заводы в Украине и Прибалтике либо закрылись, либо в десятки раз уменьшили выпуск.

– Сегодня мы можем изготавливать до миллиона шпал ежегодно. Хотя такие объемы нужны далеко не всегда. Так, в 2022 году с наших мощностей сошло около 600 тысяч пропитанных шпал. Почти 70% продукции уходит на экспортные рынки, – отметил директор ОАО "Борисовский шпалопропиточный завод" Геннадий Просмыцкий.

Зачем пропитывают шпалу?

Для продления ее долговечности. Пропитанная шпала прослужит десятки лет без изменения своих свойств, тогда как обычное дерево сгниет едва ли не за несколько лет.

– Процесс пропитки довольно сложен и проходит в несколько этапов. Для начала предварительно просушенную естественной сушкой шпалу загружают в автоклав. После закрытия герметичной двери в нем создается полный вакуум для удаления поверхностной влаги, потом подается раствор. Чтобы получить наилучший результат, нагнетается давление до 16 атмосфер, затем снова создается вакуум для удаления излишков пропиточного состава, – поясняет руководитель предприятия.

Установление нужного давления происходит с помощью насосов. К слову, несколько лет назад их заменили на более современные, и процесс образования вакуума ускорился в три раза. Вместо привычного часа теперь он занимает 20 минут. Новая техника также экономичнее и потребляет гораздо меньше энергии. Что касается пропиток, то сегодня используется несколько вариантов – на водорастворимой и масляной основе. Некоторые из них являются собственными разработками, проведенными совместно с учеными из БНТУ.

– Современные пропитки, в отличие от аналогов вековой давности, относятся к самому низкому 4 классу опасности и оказывают минимальное воздействие как на работников, так и на окружающую среду, – добавил Геннадий Просмыцкий.

Расширяя горизонты

События последнего года оказали значительное влияние на экономику не только Беларуси, но и всего Восточноевропейского региона. Не остался в стороне и Борисовский шпалопропиточный завод. Часть экспорта предприятия ранее была ориентирована на страны ЕС, Украину, Молдову и некоторые другие государства.

– Конечно, первое время была этакая неопределенность. Впрочем, мы не стали посыпать голову пеплом, а энергично взялись за дело. За короткий срок смогли найти новых заказчиков. Преимущественно речь идет о Российской Федерации. В результате нам удалось остаться, как говорится, при своих, – сказал руководитель предприятия.

Сегодня ОАО "Борисовский шпалопропиточный завод" активно ищет новых заказчиков. Предприятие готовится к внедрению нового пропиточного материала на масляной основе, пользующегося спросом в Российской Федерации.

Стабильно хорошие отношения у предприятия и с заказчиками из Грузии, Азербайджана. Знают шпалы белорусской пропитки также в Индонезии и других экзотических странах.

В структуре предприятия работает лесопильный цех, который помимо шпалопродукции производит и пиломатериалы, пользующиеся неизменным спросом как у юридических лиц, так и у населения.

– Иной раз заказы расписаны на несколько недель вперед. Сейчас, например, хотим провести текущее обслуживание оборудования, пытаемся найти окошко, но это удается с трудом. Такой порядок вещей говорит сам за себя, – отмечает директор завода.

Модернизация продолжается

ОАО "Борисовский шпалопропиточный завод" продолжает реновацию предприятия. Этот процесс касается не только производственной, но и хозяйственной части.

– Пожалуй, самым знаковым событием за последнее время стал ввод в строй нового мостового крана, акт монтажа которого был подписан буквально на днях. Это уже второй новый агрегат, еще один заменили в прошлом году, – сказал руководитель ОАО.

Предприятие также закупило новую технику, включая грузовик МАЗ и трактор. Активно модернизируются помещения для сотрудников. В цехе пропитки, например, создали аналог "чистой" зоны.

– Наше производство все-таки имеет свою специфику. Во время перерыва человек хочет отдохнуть в комфортных условиях. Специально для этого в цехе стеклянными витражами отгородили зону отдыха, в которой сотрудник может отдохнуть положенное по законодательству время, не чувствуя при этом характерного запаха пропитки, – пояснил управленец.

Есть планы по реновации и на ближайшее время. Руководство завода планирует оборудовать место для хранения шпал под специальным тентом.

– Несложное и недорогое решение, которое позволит еще больше улучшить качество нашей продукции. Ведь дерево особенно восприимчиво к влаге летом и образованию наледи зимой. С помощью укрытия древесина фактически избавится от негативного воздействия, – говорит Геннадий Просмыцкий.

Знают свое дело

Геннадий Просмыцкий говорит о своих сотрудниках с настоящей гордостью. Коллектив завода, к слову, небольшой, чуть более 150 человек.

– Наши сотрудники очень сплоченные. Не только знают свои задачи, но и выполняют их качественно и в срок. Естественно, все социальные гарантии, коллективный договор соблюдаются. По итогам районного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда за 2022 год наше предприятие признано победителем среди организаций с численностью до 300 чел Борисовского района. Люди должны чувствовать себя защищенно, – обращает внимание директор завода.

За последние несколько лет отремонтированы бытовые помещения, места приема пищи, раздевалки.

– Сделали так, чтобы человек, придя на рабочее место, чувствовал себя комфортно. На самом деле, ощущение комфорта – одно из самых важных для людей. Работать, когда обустроен быт, гораздо приятнее.

Сегодня перед коллективом предприятия стоит задача продолжать выпускать качественную продукцию.

– Мы живем в очень интересное, но непростое время. Структура наших поставок претерпела значительные изменения. Однако это не выбило нас из колеи – наоборот, дало возможность показать свои способности, найти новые рынки сбыта. Впереди немало сложной и кропотливой работы. Уверен, выдержим этот экзамен достойно, – резюмировал Геннадий Просмыцкий.

Выноска:

От деревянных шпал человечество, вероятнее всего, не откажется никогда.

– Бетонные аналоги можно применять далеко не во всех климатических условиях. Так, в районах Крайнего Севера, Сибири, где властвует вечная мерзлота, можно использовать только деревянные шпалы. То же касается горных железных дорог, кривых малого радиуса, стрелочных переводов, – объясняет руководитель предприятия.

Выноска:

Как проверяют качество шпал?

Испытательный полигон, где в естественных условиях проверяется, как ведет себя древесина, пропитанная тем или иным составом, находится на территории завода. В течение нескольких лет образцы, обработанные пропиточным составом, остаются здесь. После чего специалисты предприятия совместно с научными сотрудниками БГТУ изучают состояние древесины и дают рекомендации по усовершенствованию технологии пропитки.

Выноска:

Интересный факт

А вы знали, что на километр железной дороги приходится от 1600 до 2000 шпал? Этот показатель зависит от различных факторов, в том числе ландшафта пути, кривых, уклонов и т.д.

Александр НОВОХРОСТ

Фото Рамиль НАСИБУЛИН, Павел ОРЛОВСКИЙ

Размещение рекламы на БЕЛТА

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси