ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 2 мая 2024
Минск Сплошная облачность +12°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
19 апреля 2022, 12:25

Первый советский "Оскар" был за документальный фильм о ВОВ. Как снимали эту ленту?

В 1942 году впервые в истории советское кино получило почетный "Оскар": лучшим документальным фильмом был признан "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". О том, чего стоило создание этой картины 16 фронтовым операторам, часть из которых и учебу-то не успела закончить, – в одной из самых заметных премьер апреля. Российская драма "Первый Оскар" вот-вот появится в кинотеатрах. Рассказываем, как снимали одну войну с разницей в 80 лет.

Отчаянные ВГИКовцы

Идея создать фильм о фронтовых документалистах возникла у режиссера Сергея Мокрицкого... в Кремле, где его награждали за картину "Битва за Севастополь". Там он познакомился с продюсером Егором Одинцовым, который и рассказал историю первого советского "Оскара". Мокрицкого она не могла не зацепить: во-первых, тема войны ему близка, во-вторых, он, как и снимавшие бои студенты в 1942 году, учился во ВГИКе. Причем преподавателями у будущего режиссера оказались как раз такие операторы – побывавшие на фронте.

– Работая над сценарием, мы понимали, что судьба каждого из более чем 200 военных операторов достойна отдельного фильма. Владислав Микоша, например, который сумел зафиксировать ключевые моменты Великой Отечественной. Сергей Урусевский, ставший затем славой нашего кино. Взять какую-то одну судьбу было бы нечестно по отношению к другим. И тогда возникла идея через историю студентов ВГИКа показать весь героизм работы фронтовых операторов. И то, что даже в таких условиях было возможно творчество, – объяснил Сергей Мокрицкий.

Главными героями решено было сделать двух вымышленных персонажей: Льва Альперина и Ивана Майского. Большая часть остальных героев – реально существовавшие люди: от классика кинодокументалистики Ильи Копалина до генералиссимуса Сталина.

Сюжетных линий в "Первом Оскаре" несколько: любовный треугольник, в котором замешаны оба главных героя, крайне напряженные отношения между ними же, вынужденными снимать на фронте в паре, а также баталии в Лос-Анджелесе, где продюсер Дэвид Селзник отстаивает перед всесильным Луисом Майером идею учредить в кинопремии "Оскар" номинацию "Лучший документальный фильм" и первым ее лауреатом сделать советскую картину, открывшую всем глаза на суть фашизма.

– Этот документальный фильм показал, что такое на самом деле развязанная фашистами война. Кроме эпизодов атак и побед там были кадры матерей, вынимающих из петли повешенных нацистами дочерей. Были кадры разрушенного варварами дома Чайковского в Клину и дома Льва Толстого в Ясной Поляне, где нацисты устроили конюшню. Перед зрителями предстала поруганная русская культура, которую признавали, которой восхищались во всем мире. Фашизм явил свое лицо – физиономию чистейшего зла. Эти кадры вываливались из всех клише фильмов о войне, они были человечны, и у зрителей наворачивались слезы, – отмечал Сергей Мокрицкий.

Приближено к реальности

Режиссер не скрывает, что процесс продвигался сложно, из-за пандемии постоянно находясь под угрозой срыва.

– К съемкам в Америке мы долго готовились, нашли идеально подходящие объекты, но как раз за несколько дней до старта грянула пандемия. Условия сразу многократно ужесточились, работа была остановлена, и я вернулся в Россию. Простой продолжался целый год. Потом снимать стало можно, но с огромными ограничениями. Главную опасность представляла неизвестность: невозможно предугадать, что случится уже завтра. Каждый день начинался с ПЦР-тестов, и мы всегда могли лишиться важных для фильма участников. А если это будут актеры, играющие Майера или Селзника? К счастью, пронесло. Но многое из задуманного для американских эпизодов снять не удалось, – рассказывал Сергей Мокрицкий.

Некоторые же сцены из-за вызванных пандемией ограничений пришлось экстренно пересмотреть. Так выбранный изначально большой кинотеатр в Лос-Анжелесе, где планировали снимать эпизод премьеры "Разгрома немецко-фашистских войск под Москвой" (ведь в реальности она прошла именно в таком кинотеатре), пришлось заменить. Поскольку из-за коронавируса на съемочной площадке не должно было находиться больше 60 человек, а такое количество зрителей выглядело бы смешным на экране в огромном зале, их всех перевезли в маленький. Соответственно, масштаба премьеры советского оскароносного кино современный зритель уже не уловит… Зато съемочной группе посчастливилось поработать в настоящем диснеевском доме: сцены с участием Майера запечатлены именно там.

С чем повезло на съемках, так это с погодой: зима выдалась морозной и снежной, как в 1941-м под Москвой.

– Это, правда, добавляло и проблем: вырыли окопы, а к утру их замело снегом – декорация исчезла. Чтобы ее расчистить, нужно время, а его нет: световой день короток. Вся группа, включая актеров, брала лопаты и расчищала площадку. И мы могли еще ярче представить себе положение операторов на фронте: у них не было теплых вагончиков, чтобы погреться, и ассистенток, предлагающих кофе. У них камеры замерзали, и нужно было придумывать специальные мази, чтобы они работали, – рассказывал Сергей Мокрицкий.

А как было на самом деле?

Идею фильма "Разгром немецких войск под Москвой" подал сам Сталин в ноябре 1941 года, незадолго до начала контрнаступления Красной армии, до этого оборонявшей Москву. Действие начинается с октября. В картине показываются строительство баррикад и оборонительных сооружений на улицах города, добровольцы, движение войсковых колонн и техники. Затем – ход операции, начавшейся 5 декабря: советские военачальники на командных пунктах, освобожденные подмосковные города, разрушенные немцами дома и памятники культуры.

Фильм снимался по заданию Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, режиссерами были Леонид Варламов и Илья Копалин. Материал для фильма добывала большая группа военных кинооператоров, которые были распределены по армиям. Монтаж шел параллельно со съемками на Центральной студии кинохроники. В кинотеатрах СССР фильм показали в феврале 1942 года, а позже – в Великобритании и США.

В Америке картина получила премию Национального совета кинокритиков США и "Оскар" – как лучший документальный фильм. В СССР создатели "Разгрома..." получили Сталинскую премию первой степени.

| Елена ИВАШКО, газета "7 Дней", фото из открытых интернет-источников.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Бухенвальд, Освенцим, Тростенец. Самые страшные концентрационные лагеря Второй мировой

Как мальчик, который искал Солнце, вырос и стал известным белорусским скульптором

Исповедь нервного рефлексирующего мужчины. О чем Тарковский говорит в своих фильмах?

Новости рубрики Калейдоскоп
Топ-новости
Свежие новости Беларуси