ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Суббота, 14 декабря 2019
Минск Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Таргонская Т.,Е.
Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Бакалея» просит дать разъяснения по исчислению и уплате налога на прибыль следующих хозяйственных операций: До 2012 года на затратные счета относились отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) от всех видов выплат работникам независимо от источника финансирования этих выплат. В 2012 году согласно п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 (далее - Инструкция N 102), к прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда. В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат. 1) Означает ли это, что с 2012 года отчисления в ФСЗН от зарплаты следует отражать там же, где и сами выплаты (премию, материальную помощь, вознаграждения по итогам работы за год и др.), т.е. если суммы затрат на оплату труда и другие выплаты работникам не включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, а отражаются в бухгалтерском учете на других счетах, то и обязательные отчисления от указанных выплат, если они предусмотрены законодательством, также должны отражаться на этих же счетах? 2) В целях налогообложения прибыли возможно ли отчисления в ФСЗН, производимые от выплат непроизводственного характера в пользу работников, признать затратами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав и учитывать при налогообложении прибыли? 3) Аналогичный вопрос и в части страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 4) Относятся ли расходы по предварительной продаже билетов на проезд автобусом, поездом, указанные в проездных документах при служебных командировках к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли? С уважением Зам. главного бухгалтера Таргонская Т.Е.
Для ответа на этот вопрос требуется более глубоко его изучить. Он будет рассмотрен в министерстве, и вы получите ответ в индивидуальном порядке.
Кисель Александр Валентинович
Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» является поставщиком программного обеспечения для электронного декларирования налогов. Оно работает только на операционной системе Windows. У меня установлена свободная ОС Linux. Специалисты центра подтвердили, что работать ПО на ОС Linux не будет. Приобретение ОС Windows считаю неприемлемым. В масштабах страны цена приобретения налогоплательщиками ОС Windows выливается в миллионы долларов. Предоставит ли в дальнейшем Министерство по налогам и сборам возможность налогоплательщикам воспользоваться свободным ПО для электронного декларирования?
Министерство по налогам и сборам проводит работу по предоставлению плательщикам возможности работы с системой электронного декларирования на компьютере с установленной операционной системой Linux. В третьем квартале 2013 года программное обеспечение системы электронного декларирования для операционной системы Linux будет доступно плательщикам.
Оксана Кутько
В 2013 году планируется увеличить НДС на услуги сотовой связи для граждан. По чьей инициативе принято такое предложение в Налоговый кодекс, насколько это увеличит расходы граждан на оплату услуг мобильных телефонов?
С 2013 года отменяется льгота по НДС на услуги связи, в том числе сотовой, оказываемой физическим лицам. Отмена льготы повлечет дополнительное поступление НДС в бюджет при незначительном увеличении расходов населения. Когда готовился проект кодекса, а это был первый квартал 2012 года, мы произвели предварительные расчеты увеличения расходов граждан.

Согласно информации РУП "Белтелеком", СООО "МТС", ИП "Велком", средний месячный размер счета (без НДС): Br32 тыс., Br36,4 тыс., Br41 тыс. 49. При среднемесячной зарплате по Беларуси (за январь-апрель 2012 года Br3 млн. 64 тыс. 287) за счет отмены льготы по НДС расходы населения на оплату услуг связи составят 1,4% среднемесячной зарплаты, увеличение расходов произойдет на 0,2%.

Ф.И.Савченко
Какие меры МНС Беларуси планирует реализовать для улучшения налогового администрирования?
Одним из направлений совершенствования налогового администрирования на следующий год будет проведение дальнейшей работы по сближению налогового и бухгалтерского учетов. Это значит, что исчисление налога на прибыль у нас будет максимально приближено к положениям законодательства по бухучету.

Сегодня законодательство Беларуси о бухгалтерском учете совершенствуется с учетом международных стандартов финансовой отчетности. Определенные изменения произошли в прошлом году и будут происходить в этом. В следующем году планируется принятие нового закона о бухгалтерском учете. В этой связи мы главу "Налог на прибыль" Налогового кодекса будем стараться максимально приблизить к законодательству о бухгалтерском учете для того, чтобы те корректировки, которые у нас производятся в налоговом учете, были минимальными, а бухгалтерам требовалось меньше времени для начисления этого налога.

Второе направление, которое мы планируем проводить, это работа с электронными сервисами - нужно выходить на более высокое качество обслуживания наших плательщиков. В частности, речь идет о направлении запроса в налоговый орган, в электронном виде когда информация предоставляется в режиме свободного запроса. Постараемся все документы, которые предоставляются сегодня в налоговые органы, формализовать - сделать определенного рода форматы, для того чтобы по ним без сбоев в налоговые органы могла проходить любая информация.

Третье направление - это развитие колл-центра (центра информирования плательщиков), который сегодня существует в министерстве. Сегодня любой предприниматель или физическое лицо с 9.00 до 18.00 имеет право обратиться по телефону 229-79-79 с любым вопросом по применению налогового законодательства. С января 2013 года мы планируем подключить к данной системе также консультирование юридических лиц. Однако в таком случае консультации будут проводиться по строго определенным вопросам. Для начала - более простым. Сегодня к нам поступают различные вопросы от организаций, и предоставить ответ на них сходу бывает достаточно сложно, и, наверное, это было бы неправильно, ведь прежде, чем дать ответ, нужно провести доскональный анализ информации и только после этого отвечать. Сегодня различные виды деятельности развиваются очень быстро. Свои особенности есть и при строительстве, и в логистике, производстве отдельных товаров и услуг, поэтому консультация без соответствующего анализа ситуации довольно опасная вещь. Но на наиболее распространенные, простые вопросы консультации для организаций, конечно же, будут организованы. Это европейская практика, и мы идем по пути развития таких колл-центров по предоставлению любой информации, доступной в сфере налогообложения.

 

Виталий Ольшевский
Как налоговое законодательство Беларуси соотносится с аналогичным законодательством партнеров по Таможенному союзу? Что еще нужно сделать для их гармонизации?
Можно говорить о том, что основные подходы в налогообложении, основные принципы налогообложения в Беларуси соотносятся не только с подходами стран Таможенного союза, но и европейских государств. Конечно, отличия есть. Они обусловлены особенностями экономики. Если Россия и Казахстан - это сырьевые страны, то Беларусь сегодня не имеет такой сырьевой базы. У нас направленность на развитие промышленности, химической отрасли, сельского хозяйства. С этим и связаны основные отличия в налоговом законодательстве наших стран.
Александр Некрасов
Сколько в Беларуси сейчас платится налогов? Сколько их было в прошлом году, пять лет назад? Чем белорусская структура налогов отличается от наших партнеров по Таможенному союзу, европейских стран?
Сегодня можно констатировать, что структура наших налогов соответствует структуре налогов, которые есть в Таможенном союзе и европейских странах. У нас существует 5 основных налогов: на добавленную стоимость, на прибыль, на землю, на недвижимость, а также экологический налог. Ну и налог, который удерживается с физических лиц, - подоходный. В прошлом году структура была такая же. Но если вернуться к 2008 году, то можно смело говорить, что количество налогов у нас уменьшилось практически в 2 раза. Это произошло за счет отмены сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, а также ряда местных налогов (сборов).

Если сравнивать нашу структуру с Российской Федерацией, то можно сказать, что у нас количество платежей меньше. У них 13 платежей, в Казахстане - более 20 видов налоговых платежей.

Говоря о ставках, тоже нужно отметить, что наши ставки достаточно конкурентоспособны в странах Таможенного союза. Это может быть видно на примере конкретных налогов. Ставка налога на прибыль составляет 18%, в России и Казахстане - 20%. Подоходный налог у нас - 12%, в России - 13%, в Казахстане – 10%. Это тоже достаточно привлекательно.

Акцент, конечно, делается на налог на добавленную стоимость. У нас ставка 20%, в России – 18% и Казахстане – 12%. Конечно же, предложения вносятся, чтобы мы пошли по пути снижения ставки НДС. Но прежде чем говорить о снижении ставки, надо все-таки призадуматься, исходя из каких доходов формируется бюджет в России, Казахстане и у нас. В Беларуси налог на добавленную стоимость является основным источником доходов бюджета. Доля этого налога составляет в бюджете 27-28%. Если взять Россию и Казахстан, то у них этот уровень гораздо ниже. У них основной доходный источник бюджета - налог на добычу природных ресурсов, в России он составляет 21%, в Казахстане - 15%. У нас же нет и 2%. То есть, эти сырьевые страны, которые формируют свои доходы из иных источников, а не за счет НДС, могут позволить себе более низкие ставки по НДС. Мы же можем идти по снижению этой ставки, если это позволит доходная часть бюджета, то, как он пополняется и если будут найдены другие неналоговые источники его пополнения.

Если говорить о странах Европейского союза, то можно сказать, что Европа идет, наоборот, по пути поднятия ставки НДС. В среднем, она составляет 21%. К примеру, Великобритания за последние два года увеличила ставку НДС с 17,5% до 20%, Франция с 19 до 21%, Италия - с 21 до 23%, Венгрия - с 25 до 27%, Испания - с 16 до 18%.

Для баланса интересов со странами Таможенного союза мы создаем для наших плательщиков такие условия администрирования этого налога, чтобы они могли возвращать платежи, уплаченные при приобретении и ввозе товаров, в более быстрые сроки. На конкретном примере объясню. У нас сегодня для экспортеров возвращается налог в течение 35 дней. Они могут получить его из бюджета. Если брать Россию, то у них этот возврат может быть осуществлен только лишь по результатам проверки и только лишь по истечении трех месяцев. В Казахстане и того более: там этот механизм действует на протяжении полугода. И то, деньги нельзя получить на счет плательщика. Можно произвести лишь зачет этого налога в счет уплаты других налогов. Мы же принимаем все меры для того, чтобы нашим экспортерам в максимально короткие сроки возвращать суммы налога на добавленную стоимость, чтобы у них были свободные оборотные средства для их деятельности.

Татьяна Петрова
Министерство по налогам и сборам является ответственным за подготовку и внесение в правительство предложений по вопросам оптимизации контролирующих органов. Создана соответствующая рабочая группа. Приступила ли она уже к работе? Есть ли уже какие-то реальные предложения?
Рабочая группа во исполнение указа №332 создана, она работает. Мы уже получили информацию по оптимизации деятельности контролирующих органов от государственных органов, от бизнес-сообществ, а также крупных предприятий-плательщиков. Сегодня эта информация анализируется, по результатам анализа предложения будут представлены правительству в установленные сроки. Работа по этому направлению идет активно.
Валентина Шемет
В соответствии с указом №488 в Беларуси должен быть создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Создавать и вести этот реестр будет Министерство по налогам и сборам. Что для этого потребуется? Как это повлияет на бизнес-климат в стране?
Да, перед Министерством по налогам и сборам поставлена задача создать такой реестр. Эту работу мы должны провести до 1 января 2013 года. Естественно, чтобы создать данный реестр, мы должны будем получить информацию не только от своей системы, но и других контролирующих органов, которые проверяли эти субъекты - от правоохранительных органов, судов. На основании этой информации и будет строиться работа по созданию такого реестра. Как это скажется на бизнесе? Думаю, что благоприятно. Потому что прежде, чем заключить сделку со своим контрагентом, субъект получает возможность посмотреть, попал ли он в реестр организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. То есть это предварительный анализ относительно того, благонадежен ли контрагент. На мой взгляд, это довольно неплохо - иметь возможность получить такую информацию. К слову, указ прописывает четкий механизм по исключению таких субъектов из этого реестра.
Светлана Ивановская
Какие налоговые льготы будут отменены в 2013 году?
Действительно, Министерство по налогам и сборам не первый год проводит работу по оптимизации налоговых льгот. Такая работа будет проводиться и в следующем году. Ее проведение предусмотрено, в частности, программой социального развития страны на 2011-2015 годы в разделе "Бюджетно-налоговые отношения".

Во-первых, с 1 января 2013 года предусматривается отмена льготы на услуги сотовой связи для физических лиц. Также будет отменена льгота доверительных управляющих, которые управляют имуществом, как граждан, так и организаций. Такое решение принято после анализа этой льготы. Мы увидели, что эта операция, по сути, является посреднической. На сегодняшний день посреднические операции, такие как операции по договорам комиссии, по договорам поручения, у нас облагаются налогами. Исходя из этого и был сделан вывод, что такая льгота должна быть оптимизирована.

Кроме того, отменяется льгота на добавленную стоимость в отношении операций, которые совершают ломбарды по выдаче гражданам краткосрочных займов.

Что касается налога на прибыль, то будет отменена такая льгота, как отчуждение государственного имущества в случае, если по результатам отчуждения производится распределение средств - часть, например, идет в бюджет, часть - в другие источники. Мы ее (льготу. - Прим. БЕЛТА) уровняли с положениями налога на добавленную стоимость.

Это основные льготы, которые будут отменены с января 2013 года.
Николай Лихолап
Применяют ли уже налоговые органы такой механизм, как мониторинг осуществления деятельности вместо традиционных проверок в соответствии с указом №332 о некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси, вступившим в силу с 1 октября? Можете ли вы прокомментировать первый опыт?
Действительно, такая работа началась с 1 октября текущего года. Для того чтобы организовать ее, у себя в министерстве мы отработали рекомендации по мониторингу для системы налоговых органов, провели обучение сотрудников. На сегодня эти мероприятия проводятся, однако говорить о конкретных результатах пока не представляется возможным. Мониторинг - это не проверка, по результатам которой сразу можно увидеть доначисление определенных сумм в налоговой сфере и применение наказания в виде штрафа. Здесь порядок таков, что налоговые органы проводят мониторинг, выявляют нарушения, выдают требования субъекту, согласно которым он обязан устранить эти нарушения. И только лишь в той ситуации, когда он их не устраняет, можно говорить о начале контрольных мероприятий. Эти работы ведутся пока чуть меньше месяца, поэтому говорить о результатах еще рано. Но этот вопрос у нас находится на контроле. На предстоящих коллегиях по итогам работы за отчетный период перед нашими органами опять будет ставиться задача наработать до конца года эту практику с тем, чтобы можно было проанализировать результаты этой работы, выявить, какие проблемы существуют, для того чтобы внести какие-то корректировки. Я думаю, по итогам года можно будет уже более предметно говорить о каких-то конкретных наработках и результатах.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси