Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Грандиозный марафон оперного искусства в Большом

08.12.2015 | 12:00 - 13:00

Минский международный Рождественский оперный форум уже в шестой раз соберет оперных исполнителей из разных стран. Рождественский оперный форум в Минске обрел особенный формат. Это своего рода фестиваль премьерных спектаклей белорусского Большого с приглашением звезд мировой оперы. За время проведения в белорусской столице форума в гостях у Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси со своими спектаклями побывали и Софийская опера, и Московский театр "Новая опера", и Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко, и другие театры.

В прошлом году Рождественский оперный форум дал старт новому проекту: на сцене Большого театра состоялся Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Идея организации такого мероприятия оказалась востребована, и в этом году Минск принимает второй конкурс вокалистов. Каким видят это событие в культурной жизни организаторы форума? Как влияет участие в нем на творческую жизнь начинающих исполнителей? Насколько интересен Минский международный Рождественский оперный форум мировому культурному сообществу? Оказывает ли он влияние на формирование репертуарной политики Большого театра оперы и балета Беларуси?

На эти и другие вопросы ответит во время онлайн-конференции генеральный директор Большого театра Беларуси - председатель оргкомитета Минского международного Рождественского конкурса вокалистов Владимир Гридюшко.

Участники:

Владимир Гридюшко Гендиректор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
Лента новостей
Все новости
КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Владимир Павлович, если вернуться к I Минскому международному Рождественскому конкурсу вокалистов, который состоялся в прошлом году, как бы вы оценили этот опыт по истечении времени?
Гридюшко Владимир Павлович

- Когда мы готовились к проведению первого конкурса, то серьезно подошли к формированию положения о нем, изучили множество аналогичных международных документов, на основании которых создали и весьма успешно реализовали этот проект.

У нас было 155 заявок от представителей многих стран ближнего и дальнего зарубежья - для театра это, прежде всего, вопрос престижа: о нас узнали, стали лучше понимать и желать выступать на сцене театра.

Большой не стоит на месте, мы открыты для сотрудничества и развиваемся. На I Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов конкурсантов оценивало представительное жюри, состоящее из директоров европейских театров и театров стран бывшего СССР, что очень важно для участников, так как молодые артисты понимают: их прослушивают менеджеры театров, а значит есть реальная возможность получить контракт. Кроме того что это имиджевый проект, конкурс еще дает возможность искать новые голоса, а у наших солистов есть шанс подтягиваться к новому уровню профессионального мастерства.

После конкурса мы смогли пригласить молодых перспективных исполнителей выступить в наших спектаклях. Все участники прошлогоднего конкурса высоко оценили уровень организации мероприятия, уезжали со словами благодарности, у них была возможность заново открыть для себя Минск, наш театр.

Екатерина, Минск
Насколько высок интерес к II Минскому международному Рождественскому конкурсу вокалистов со стороны участников? Сколько заявок поступило в адрес оргкомитета и из каких стран?
Гридюшко Владимир Павлович

- Поток желающих очень велик: 280 человек из 19 стран мира - от Канады, Мексики, Китая до Кореи, - фактически весь мир будет представлен.

В этом году жюри конкурса несколько расширилось: в его состав вошел генеральный директор ассоциации Opera Europa, членом которой с 2015 года является наш театр. Также в жюри - директор Немецкой оперы на Рейне, президент Профессиональной палаты оперных театров Франции и директор Оперного театра Ренна (Франция).

Несколько изменится и система подсчета голосов в третьем туре - для большей точности и объективности оценки. При прослушивании конкурсантов жюри обращает внимание абсолютно на все - прежде всего на вокал и профессиональное мастерство. Однако не менее важны и манера держаться на сцене, мимика, жестикуляция, артистические данные, актерская игра. Ведь сегодня опера уже не так статична, как некогда, она становится более зрелищным искусством, и здесь важно умение исполнителя быть убедительным актером.

Вероника, Минск
Претерпел ли изменения формат конкурса вокалистов? Сколько туров предстоит пройти исполнителям, сколько участников выйдет в финал?
Гридюшко Владимир Павлович

Формат конкурса мы оставляем прежним - три тура. В первом туре будет столько людей, сколько приедет. Заявлено 280 человек, но, как правило, на несколько десятков приезжает меньше. В первом туре поют одну арию. Конкурсанты заявляют сами тот репертуар, с которым идут на конкурс. В репертуаре присутствует шесть наименований, это для ориентира и нашим концертмейстерам, и для нотной библиотеки, естественно, очень важно. Дальше из этого репертуара участники конкурса определяют сами, что поют в первом туре. Потом второй тур, в который выходит 30 конкурсантов. Еще двум участникам, из Канады и Франции, предложено выступить сразу во втором туре как победителям других конкурсов, которые проходили в Австрии и Франции. Это был наш приз понравившимся певцам. Во втором туре будут петь две арии. Третий тур - финал. Туда выходят десять человек. Они поют по одной арии. И даже не столько речь идет об арии, сколько об участии в сцене одного из спектаклей нашего театра вместе с нашими артистами. Такая ситуация была в прошлом году. Мы изначально заявили, что конкурсанты принимают участие в сценах из наших спектаклей, а не просто исполняют арию. Десять конкурсантов - десять сцен из спектаклей. Наших солистов в этом будет участвовать десять или пятнадцать человек, в зависимости от сцены. Есть сцены, где поют дуэтом, а есть, где ансамблем. Однако индивидуальные вокальные данные - прежде всего. На основании этого финала жюри принимает окончательное решение в голосовании.

Первый и второй туры - голосование по принципу "да/нет". Красная сторона планшетки закрывает доступ в очередной тур, зеленая дает дорогу. Голосование проходит не сразу после выступления каждого вокалиста, а уже по итогам первого тура. Каждый член жюри прекрасно понимает, что ему нужно для себя определить 30 наилучших голосов и учесть это при голосовании. Точно такой же принцип голосования во втором туре. В третьем туре выбор происходит по наименьшей сумме мест, по наименьшему среднему баллу. Для того, чтобы исключить всякого рода инсинуации, победитель определяется по наименьшему среднему баллу. Если все 15 членов жюри дали конкурсанту первое место, то средний балл - единица. Это идеальный вариант.

Хотя, что такое окончательное мнение членов жюри? Это набор субъективных мнений каждого члена в отдельности. У каждого свой взгляд. Посади ты сегодня пять профессоров и дай им возможность оценить одного и того же солиста. Мнения могут быть разные, вплоть до диаметрально противоположных.

Корр. БЕЛТА
Конечное слово за председателем жюри?
Гридюшко Владимир Павлович

Нет, почему же. Вот в прошлом году, к примеру, я какими-то дополнительными баллами может быть пару раз и воспользовался, когда речь шла о том, что человек набрал больше половины голосов от членов жюри, но не проходил, допустим, во второй тур, только потому, что 30 человек уже было набрано. Я мог взять на себя ответственность и увеличить, посоветовавшись, естественно, с членами жюри, количество участников полуфинала. Или, к примеру, не хватало одного голоса. Дополнительный голос я мог дать, но только в сторону увеличения. В сторону уменьшения я никогда не действовал.

Здесь, когда окончательное решение принимается по месту, по призу для участника конкурса, нет той арифметики, которая вызывала бы большие сомнения. Если даже разногласия получаются в один голос - ну что ж. Бывает, и одного голоса достаточно для того, чтобы дать Гран-при одному, а первую премию - тому, кто получил на один голос меньше. В прошлом году, кстати, так и было.

Думать о том, что разницы не будет никакой, и два человека получат одинаковое количество голосов, вряд ли приходится. Хотя, если так будет, мы даже сможем в этом году разделить одну премию на двоих. Положение конкурса это предусматривает. Единственное, что не делится - это Гран-при.

Богдан Ирина, Минск
Международный конкурс вокалистов - первый в истории театра. Насколько он престижен на международном уровне? Смог ли он заявить о себе на мировой сцене?
Гридюшко Владимир Павлович

Безусловно, этот проект важен для театра и для страны. Это имиджево и престижно, солисты нуждаются в наличии таких конкурсов.

Мы когда-то пробовали работать вместе с престижнейшим известным конкурсом Competizione dell'Opera, который был рожден в Дрезденской опере. В 2011 году его финал состоялся в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси. Потом я участвовал в ряде престижных зарубежных конкурсов вокалистов и понял, что такой проект мы в состоянии осилить сами. В прошлом году попробовали. Интерес был большой: 155 участников из 15 стран мира, компетентное жюри, в которое вошли руководители крупнейших театров Европы. Вот тогда мы осознали всю потребность в таких творческих состязаниях и поняли, что их нужно проводить ежегодно, а не раз в два-три года. Объявили о втором конкурсе. На сегодняшний день об участии в нем заявили 280 человек из 19 стран мира. В Беларусь приедут 130 солистов из России, 60 из Украины, а также певцы из Казахстана, Узбекистана, Болгарии, Германии, Франции, Китая, Венгрии и многих других стран.

В состав жюри войдут 15 руководителей театров из 13 стран. Почему директора? Солисты понимают, что если их слушают руководители, то у них есть реальная возможность получить контракты, договоры. В этом году в жюри появятся новые лица. Среди них директор "Оперы Европы" Николас Пейн, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне из Дюссельдорфа Кристоф Мейер, а также директор Оперного театра Ренна, президент Профессиональной палаты директоров оперных театров Ален Сюрранс.

Светлана, Минск
География стран - участниц конкурса расширилась. А интерес белорусских солистов стал выше?
Гридюшко Владимир Павлович

В прошлом году в конкурсе приняли участие 24 солиста из Беларуси, в текущем - более 30 человек. Это не только солисты Большого театра оперы и балета Беларуси. Есть очень много конкурсантов, которые не получили распределение в Большой театр после окончания консерватории, но работают по специальности. Например, преподают в средних учебных заведениях, работают в хоровых коллективах. Им очень хочется попробовать себя. Они понимают, что благодаря таким конкурсам могут получить путевку в дальнейшую большую оперную жизнь.

Иван Корчевский, Минск
Читая афишу Минского международного Рождественского оперного форума, поймал себя на мысли, что в нем из звезд мировой величины заявлены только иностранные исполнители. Почему в числе участников форума нет выигравшей конкурс оперного искусства "Певец мира" белоруски Надежды Кучер, которая в интервью БЕЛТА сказала, что хотела бы попробовать спеть оперу на белорусском языке?
Гридюшко Владимир Павлович

Она как-то пела у нас в одном из спектаклей, хороший голос. Может быть, когда-то и споет (на Рождественском оперном форуме. - Прим. БЕЛТА), если у нее будет желание. Одно дело - спеть на конкурсе, выучить две-три-четыре арии, второе - регулярно заниматься оперным пением, иметь репертуар.

Если говорить о звездах мирового уровня, то они, безусловно, присутствуют. И те, кто победит у нас в конкурсе, еще споют в гала-концерте звезд мировой оперы. Только на одном концерте будет представлено 15 театров из 14 стран. Своих солистов театра туда сознательно не включаем, потому что наши поют в других спектаклях, которые являются премьерными и предназначены для показа на Рождественском оперном форуме. Кстати, всего в оперном форуме заявлены 28 стран: это и конкурсанты, и члены жюри, и те, кто будет петь в спектаклях.

В гала-концерте будут действительно звезды, которые представляют театры как стран бывшего Советского Союза, так и Европы. Допустим, спектакль "Кармен", в котором поет народная артистка Украины Анжелина Швачка - одна из лучших исполнителей в мире партии Кармен. Или в спектакле "Царская невеста" партию Марфы поет Венера Гимадиева - звезда, которую мы для себя открыли, когда в 2011 году проводили форум молодых оперных певцов СНГ. Это общепризнанная прима Большого театра России, и ее график очень плотный. Слава богу, что у нее нашлось время сейчас приехать на наш форум. Спектакль "Евгений Онегин" посвящаем 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В нем будут петь 8 российских солистов. Абсолютно все они лауреаты международных конкурсов.

И потом - у нас что, своих звезд нет? Оксана Волкова - разве не звезда? Да она везде востребована! Когда Волкова есть в Минске, она поет полностью свой репертуар. Тот же Стас Трифонов - разве можно его с кем-то сравнить? Это баритон высочайшего уровня. Илья Сильчуков, Анатолий Сивко - признанные звезды мирового уровня.

Даниил, Раков
Какие премии предусмотрены для лучших вокалистов международного Рождественского конкурса? Каковы их размеры по сравнению с премиями конкурсов оперных вокалистов в других странах?
Гридюшко Владимир Павлович

Гран-при составляет $10 тыс., первая премия - $8 тыс. За второе место полагается $6 тыс., а за третье - $4 тыс. Если место делят на два человека, то приз тоже делят пополам. Кроме того, будет приз зрительских симпатий. Это приглашение Большого театра исполнить ту или иную партию в одном из спектаклей репертуара. Плюс будут призы от членов жюри, руководителей театров.

Размер денежных призов конкурса вполне сопоставим с призовым фондом зарубежных конкурсов. Суммы выше бывают очень редко.

Галина Юрьевна, Гомель
Уважаемый Владимир Павлович! Вы подчеркиваете, что многих оперных артистов открывают на конкурсе вокалистов, их приглашают выступать в театрах разных стран мира. А для кого из белорусских вокалистов первый конкурс стал стартовым для появления на сценах других театров? Кого из белорусских артистов пригласили выступать за рубежом?
Гридюшко Владимир Павлович

Популярность завоевывает обладательница первой премии I Минского международного Рождественского конкурса вокалистов Маша Шабуня. Помимо первой премии она получила возможность выступить сразу в полуфинале Международного конкурса оперных певцов в Марманде. К слову, Мария показала прекрасный результат. Также ее приглашали выступать в Германии. В текущем году она оканчивает последний курс консерватории, и уже является солисткой-стажеркой Большого театра оперы и балета Беларуси.

Илья Сильчуков стал четвертым в списке обладателей премий. Теперь его не так часто можно увидеть в театре, он выступает по всему миру. Анатолий Сивко, который не так давно был стажером театра, сегодня является солистом белорусской оперы. Поет вместе с Дмитрием Хворостовским, другими известными мастерами, принимает участие в зарубежных постановках в Германии, Австрии, Великобритании.

Также мы поддерживаем отношения с солистами из других стран. Одним словом, лучшие голоса не остаются без внимания.

Корр. БЕЛТА
Конкурс вокалистов состоит из трех туров. Будут ли они все доступны для зрителей? Может быть, кому-то интересно услышать всех 280 участников.
Гридюшко Владимир Павлович

Всех 280 участников, может быть, и нет, потому что конкурс проходит на Малой сцене. А вот второй тур будет проходить в Большом зале. Приобрести входной билет на целый день может любой человек. С 10-ти утра, когда начинается второй тур, вплоть до вечера с этим билетом можно будет заходить и выходить из зала. Финал конкурса зритель сможет увидеть, естественно, в полном объеме. Однако покупаются уже не входные билеты, а как всегда - разовые квитки. Это будет действительно достойный концерт, я в этом нисколько не сомневаюсь. Тот, кто был в прошлом году, не пожалел, и сейчас никто не пожалеет, я в этом уверен.

Загрузить еще
или перейти на страницу

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
Пресс-конференция Юрий Альберс,
Александр Гагиев,
Елена Зубрилова
14 февраля Большие биатлонные старты в Беларуси: Гонка легенд и открытый чемпионат Европы
Брифинг Владимир Станилевич,
Геннадий Акстилович
12 февраля Особенности организации охраны общественного порядка и медицинского обслуживания на массовых мероприятиях
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Пресс-конференция Кирилл Вяткин,
Иван Судникович,
Дмитрий Острейко,
Вадим Ипатов
11 февраля Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Итоги года и новые вызовы
Пресс-конференция Виолетта Брезовская,
Сергей Красуцкий,
Марина Буйко,
Ольга Бартман
1 февраля Меры по ужесточению антитабачного законодательства в Беларуси
Онлайн-конференция Андрей Лобович,
Валерий Ковальков
31 января Практика реализации декрета "О содействии занятости населения"
Пресс-конференция Елена Симакова,
Анна Котова,
Сергей Янковский,
Светлана Белаш
30 января Дети в социально опасном положении: как выявить, защитить и не навредить
Брифинг Андрей Ромашко 24 января Изменения в порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилья
Пресс-конференция Сергей Вязович,
Александр Василевский,
Алексей Вишневский,
Григорий Пацкевич
23 января "МАЗ-СПОРТавто": по следам "Дакара-2019"
Пресс-конференция Кирилл Глущенко,
Елена Моргунова,
Ирина Ненартович,
Людмила Скорина,
Алла Бондарук
22 января Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4432 BYN 2.438 BYN 2.4445 BYN
USD
2.1666 BYN 2.162 BYN 2.167 BYN
RUB
3.2497 BYN 3.241 BYN 3.254 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Команда Путина и Лукашенко победила в хоккейном матче в Сочи со счетом 16:1

Инфографика

"Гонка легенд" в Раубичах "Гонка легенд" пройдет в рамках чемпионата Европы по биатлону и соберет известных биатлонистов, добивавшихся значительных побед в спортивной карьере.